Экспрессивного уровня речевых и языковых способностей
9.5.1. Исследование звуковой стороны речи
Исследуя звуковые характеристики речи, мы оцениваем состояние звуко-произношения, слоговую структуру, артикуляционный праксис, качество фонации и ритмико-интонационную окраску, а на языковом уровне — операции фонологического программирования и декодирования (выбор фонем, их линейную организацию).
Оценка артикуляционного праксиса
В отечественной логопедии до настоящего времени не существует методов непосредственного исследования артикуляционного праксиса. Обычно производится исследование орального праксиса (см. ниже), что косвенно может подтвердить (но не опровергнуть!) вероятность неполноценности артикулятор-ного праксиса. Несмотря на то, что при исследовании орального праксиса ребенок по подражанию производит языком и губами движения, похожие на некоторые статические компоненты артикуляторных действий, это не можв! рассматриваться как равноценная замена. По мозговой организации бессмысленные движения и целенаправленные действия принципиально различаются (БернштейнН. А., 1990).
Зарубежными исследователями была разработана методика непосредственного исследования артикуляторного праксиса, названная «тест на артикуля-торный диадохокинез» (Yoss К., Darley Е, 1974). В процессе тестирования ре-
30S
бенку предлагается с максимальной скоростью повторять одиночные слоги: I
ПА-ПА-ПА-ПА....... затем ТА-ТА-ТА-ТА..... , затем КА-КА-КА-КА...... и, |
наконец, серии слогов ПАТАКА. Каждое задание выполняется в течение 15 секунд. Затем результат умножался на 4. Таким образом подсчитывалось число повторений слога (или серии слогов) в 1 минуту.
Под нашим руководством Логиновской Н. А. были получены возрастные нормативы на 60 детях (30 мальчиков и 30 девочек) 4-5 лет (средний возраст 4 года 7 мес):
i_______________ i
Признаками незрелости артикуляторного праксиса по данным этого теста для возраста 4—5 лет можно считать показатели, выходящие за пределы значения М—ст.
Оценка артикуляционных навыков
Исследование качества произнесения звуков речи:
1) отраженное произнесение изолированных звуков;
2) отраженное произнесение изолированных слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных);
3) называние слов, в которых исследуемый звук находится в начальной, j срединной и конечной позиции;
4) произнесение фраз, включающих исследуемый звук;
5) произнесение текстов («чистоговорок»), насыщенных исследуемым звуком.
Последний прием представляется удобным и информативным экспресс-методом, позволяющим выявить даже скрытые, стертые дефекты звукопроизно-шения. В процессе обследования ребенку предлагается повторять нижеприве- I денные двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Материал включает две части: А) двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные и Б) фразы со сложной слоговой структурой.
А) 1) Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
2) Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
3) Стоит воз овса, Возле воза — овца.
4) Клала Клава лук на полку.
5) Зоя зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.
V.V 1111 М ! 'I | > Нл II Ш ' I • И П 1.1 II п ни 1 w п-шши г г, i г, и hi .л и п "... ................. * •........................................
6) Клпрй у Пали играла на рояле.
Б) 7) Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).
8) Милиционер остановил велоспедиста.
9) Сыворотка из-под простокваши. 10) Полполдника проболтали.
При исследовании каждая фраза или двустишье произносятся ребенку 1 раз, после чего предлагается повторить ее самому.
Оценки: А) если после повторного прочтения ребенок не мог повторить двустишье или фразу— 1 штрафной балл, замена звука— 0,5 балла, искажение звука — 0,25 балла; Б) пропуск слога или звука — 0,5 балла, перестановка слогов — 0,5 балла, скандированная речь (послоговое произнесение слов) -0,5 балла, общая нечленораздельность — 1 балл. По экспериментальным дли ным, полученным на 50 детях 5 лет, средние показатели у девочек по разделу А — 0,9, стандартное отклонение — 0,63, по разделу Б — 2,82, стандартное отклонение — 1,92. У мальчиков по разделу А среднее — 0,68, стандартное отклонение — 0,67, по разделу Б, соответственно, 2,4 и 1,6.
В зависимости оттого, в каких чистоговорках (А или Б) ребенок испытывает наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: кинетический (динамический) артикуляторпып праксис (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произнесение сложных звуков).
При анализе результатов исследования необходимо обращать внимание на следующие параметры:
□ тотальность/избирательность звуковых нарушений (определенные фоне
тические группы, только согласные, гласные и согласные); тотальные
фонологические и фонетические нарушения больше характерны дли
нарушений неврологического уровня, то есть тех, которые обусловлен i.i
нарушением подвижности, силы, тонуса артикуляторных мышц (это ти
пично для дизартрии развития); избирательные фонетические и фоноло
гические нарушения более типичны для диспраксий или дислалии;
□ отмечается преобладающий вид ошибок: пропуски, замены, смешения,
- искажения;
□ отмечаются позиционные характеристики ошибок: во всех позициях в сло
ве, в определенных позициях (начало, середина, конец, предударная,
заударная позиция, в кластерах), в спонтанной речи, в отраженной речи.
Важно отметить такой показатель, как степень постоянства замен/смешений (постоянный, эпизодический, нерегулярный). Эпизодический характер замен обычно связан с позицией заменяемого звука в слове; у разных Детей можно выявить определенные тенденции в отношении замены звука в определенных позициях и отсутствия замен в других позициях; это связано, по-видимому, не только с фонологическими и фонотаксическими факторами, но и с индивидуальными предпочтениями. Особенное значение имеет наличие не регулярных замен. Это свидетельствует о грубом нарушении избирательности
фонемного выбора при программировании звуковой структуры слов. Обычно этому сопутствует высокая контекстуальная зависимость ошибок. Следует от метить степень контекстуальной зависимости (высокая, низкая, наличие ассимиляций). Обычно-контекстуальная зависимость резко снижается после появления первых двусловных сочетаний (Nettelbladt U., 1983, Vihman М. М,, 1988). Наиболее часто высокая контекстуальная зависимость замен сочетается с высокой степенью нерегулярности ошибок. Наиболее часто это наблюдается в структуре синдрома вербальной диспраксиии у детей с моторной алалалней. Нейролингвистический анализ ошибок позволяет оценить состояние синтагматических фонологических операций и фонотаксиса, то есть способное™ к продуцированию линейно организованных фонемных комплексов, представляющих разные по сложности сочетания фонем (по наличию редупликаций и частоты случаев дистантной ассимиляции, пропусков согласных в стечении, перестановок звуков).
Исследование орального праксиса
Оценка состояния орального праксиса является обязательной процедурой при исследовании детей с нарушениями звукопроизношения. Иногда обнаруженные нарушения в этой сфере прямо рассматривают как механизм нарушений звукопроизношения. Однако, строго говоря, это не вполне правомерно. Явления; наблюдаемые при этом тестировании, — бессмысленные движения, а при артикуляции совершаются целенаправленные действия. Это в корне меняет нейропсихологическую суть организации этих процессов. Тем не менее экспериментальные данные, приведенные в главе 8, показывают, что существует значимая корреляция между нарушениями артикуляторного и орального праксиса. Возможно, это объясняется анатомической близостью церебральных структур, поражение которых вызывает оральную диспраскию и артику-ляторную диспраксию. Поэтому исследование орального праксиса имеет смысл и в определенной степени информативно. При выявлении оральной диспрак-сии высока вероятность наличия сопутствующей артикуляторной диспраксии. У детей с артикуляторной диспраксией мы в 75% случаев обнаруживали оральную диспраксию. Однако достаточно часто мы встречали детей с отчетливыми явлениями оральной диспраксии и безупречным звукопроизношением.
Оральный праксис исследуется следующим образом. По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться,
2) надуть щеки,
3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»),
4) сделать губы как при звуке «О»,
5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка),
6) высунуть язык лопаткой (сделать его широким),
7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу,
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу,
9) поместить кончик языка в правый угол рта,
10) то же и ГС6ВЫЙ угол рта,
11) высунуть язык и сделать его кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению в случае иоспроизведения серии 3 движений. Оценки: невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл, движение, выполненное неточно — 0,25 балла, наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) -0,5 балла за каждую пробу, асимметричное выполнение движения --0,5 балла.
По нашим данным, здоровые дети 6 лет и старше ошибок в этом задании практически не допускают. По экспериментальным данным, полученным на 50 детях 5 лет, средний показатель в баллах по 11 вышеприведенным пробам у мальчиков — 1,59, стандартное отклонение — 1,49, у девочек — 1,81, стандартное отклонение — 1,5. Таким образом, в норме использовавшиеся нами показатели зрелости орального праксиса не имеют существенных отличий по полу. В патологии же у мальчиков показатели хуже. Нарушения орального праксиса обычно встречаются у детей с артикуляционной диспраксией, дизартрией и нередко при моторной алалии. В первых двух случаях, по нашим наблюдениям, тяжесть оральной диспраксии коррелирует с выраженностью нарушений звукопроизношения. При сопоставлении результатов исследования детей со спастическими гемипарезами мы убедились, что симптомы оральной диспраксии примерно одинаково часто встречаются как при право-, так и при левопо-лушарном раннем повреждении мозга.
Полученные результаты интерпретируются с позиций предполагаемых механизмов ошибок. Это несформированность артикуляторной базы (отсутствие необходимых артикуляторных навыков), отсутствие автоматизированности артикуляторного навыка (в конкретной артикулеме), нарушение избиратель-ности фонемного выбора, отсутствие стабильных моторных программ на уровне слова, тотальные нарушения сократительной способности артикуляторных мышц, нечеткость перцептивных эталонов, релевантных фонеме. В большинстве случаев при анализе механизмов следует учитывать возможность сочетания нескольких разных механизмов и взаимодействия между ними.
Оценка сформированности слоговой структуры слов
Сформированность слоговой структуры слов — способность продуцировать динамические комплексы артикуляционных действий, соответствующих слогу, переключаясь с одного действия на другое, воспроизводить «кинетическую мелодию» слова. На определенном этапе этот сукцессивно организованный комплекс артикуляторных действий превращается в целостную симультанную программу. Чем больше степень симультанизации слоговых структур слов, тем устойчивее их воспроизведение даже в артикуляторно сложных текстах типа чистоговорок/ Если ребенок не достиг в определенном многосложном слове автоматизации слоговой моторной программы, он может произносить его без ошибоктолько в медленном темпе или скандированно. Однако наблюдения за детьми с динамической артикуляторной диспраксией и с моторной алалией
1ЛЛИЛ'.). ШМ'НЩИНЫ II МКТОДЫ ДИАГНОСТИКИ III■ДП1'Л:1ИИТИПРВЧИ
')."). И' 1 Ml«ПИЛ........
показывают, что определенное число многосложных слов такиедети все-таки могут произносить быстро и без ошибок. Обычно это часто повторяющиеся I речевой практике детей слова. В связи с этим при исследовании данной сферы может встречаться диссоциация по качеству между произнесением тестового материала в экспериментальной ситуации и высокочастотных многосложных слов в спонтанной речи.
Для исследования состояния слоговой структуры используются следующий приемы:
1) Повторение/называние многосложных слов со стечением согласных: простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист и т. п.
2) Повторение чистоговорок с многосложными словами: «Водопроводчик починил водопровод»', «Милиционер остановил велосипедиста», «Полполдника проболтали» (см. выше).
3) Оценка элементарной способности воспроизводить ряд слогов в квазисловах типа ПАТАКА (см. выше).
Исследование
Грамматического строя речи