Принципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер

Существует много свидетельств того, что на функционирование той или иной подсистемы значительное влияние оказывает общий контекст деятель ности, в рамках которой программируется и реализуется высказывание. На­пример, речь ребенка в диалоге со взрослым по синтаксическим показателям отличается от высказываний в диалогах между детьми (Рузская А. Г., 1988, Юрьева Н. М., 2001, Лемяскина Н. А., 2001). Вопросно-ответный диалог и инструктивный диалог представляют собой разные формы речевой коммуни­кации, что влияет как на семантику, так и на структурное оформление выска­зываний. Все это.в известной степени затрудняет выбор подходов при иссле­довании и оценке результатов вычленение параметров каждой подсистемы отдельно, В подтверждение этого можно привести много примеров. Например, оценка эффективности функционирования фонологической и произноситель­ной подсистем дает разные результаты при анализе различных речевых про­дуктов: связных высказываний, разрозненного набора слов, отдельных слогов или изолированных звуков. Условия и содержание программирования целого высказывания оказывают влияние на фонологические выборы и моторное про­граммирование. Так, диалог с иностранцем или с ребенком потребует более тщательного артикулирования произносимых звуков в соответствии с норма­тивом. Речь в условиях дефицита времени, в ускоренном темпе, скорее всего, будет изобиловать звуковыми элизиями, проявлениями ассимиляции. Речь в условиях тестирования обычно более правильна за счет усиления сознатель­ного самоконтроля. Таким образом, используя однократные тестовые пробы, не следует переоценивать надежность полученных результатов.

Оценка лексико-грамматической системы дает разные результаты при ана­лизе спонтанной речи в естественной коммуникативной ситуации и при ис­пользовании специально созданных экспериментальных фраз или текстов в ситуации тестирования. Весьма большое значение имеет, изолированно тес­тируются отдельные подсистемы или в контексте выполнения комплексных речевых или речемыслительных задач. Высокая степень комплексности, когда одновременно выполняется несколько операций, провоцирует ошибки в наи­более слабой из подсистем и является более жестким испытанием. Это объяс­няется ограниченностью «когнитивного ресурса» в понимании В. Н. Дружи­нина (2001) или теорией «дефицита ресурсного обеспечения» (Haarmann H. J., Just M. A., Carpenter P. А., 1997). Изолированное выполнение отдельных опе­раций — значительно более легкая для ребенка задача, уменьшающая вероят­ность сбоев. Все эти обстоятельства целесообразно учитывать при выборе ме­тодик исследования и анализе полученных результатов.








Все перечисленные обстоятельства положены в основу нескольких прин­ципиальных моментов, которые следует учитывать в практической диагности­ке состояний недоразвития у детей.

J) Диагностика должна быть построена на принципах системного подхода.
Это означает, что речь следует рассматривать в контексте коммуникативной и
когнитивной деятельности. Поэтому оценке состояния частных речевых по­
казателей должно предшествовать исследование познавательной сферы, уров­
ня ее зрелости и коммуникативной компетенции ребенка. Уровень развития
речи и языка следует соотносить с уровнем зрелости этих двух базовых показа­
телей (рис. 34). Коммуникативное поведение ребенка зависит не только от кон­
стантных характеристик личности, но и от ситуативных факторов. Отношение
ребенка к обследующему и к обследованию в значительной степени определя­
ет особенности его коммуникативного поведения. Характер коммуникативного
поведения существенно влияет на уровень речевой активности и на такие по­
казатели, как развернутость высказываний и богатство, разнообразие их лек­
сического наполнения. Степень когнитивной зрелости, интеллектуальный
потенциал являются факторами, от которых зависит лексический запас, осо­
бенно импрессивный. В наибольшей степени эта детерминация проявляется б
абстрактной и понятийной лексике. Это следует учитывать при диагностике
понимания грамматических конструкций. Например, нарушение понимания
фраз может быть обусловлено как незрелостью семантической стороны речи,
___________________ I

Уровень интегральных характеристик

психического развития:

показатели общей психической зрелости,

умственный возраст

------------------------------------------------------------------------------------------------- 1—,------------------------------------------------

Уровень коммуникативно-речевого поведения:

общая коммуникативная компетенция, зрелость

прагматики языка, связная речь, возраст речевого развития

Уровень языковой системы:

состояние языковых средств (языковая компетенция)

на экспрессивном и импрессивном уровнях

1------- :---------------

Лексический подуровень
Грамматический подуровень

Фонологический подуровень

Супрасегментарный уровень |
Морфологические показатели

Сегментарный уровень

Синтаксические показатели

Рис. 34. Схема реализации системно-уровневого принципа в диагностике у детей с речевой патологией

4 1 II I'll II II 1111 1,1 II' < И I ■ДЧИЛН 1111 I'll 41(111 П|, И 11,1 Ml IH >|| II Ml I л II I 1,1 Mi III HI I >|,|

так ii i [всфОрМ iфоиаппостыо грамматических операций анализа высказывании

2) При исследовании речевых функций следует оценивать! ie только yci км м ность выполнения соответствующих операций, но и способность пользовать ся этими операциональными навыками в практических целях. Иначе говоря, необходимо выяснить, насколько успешно ребенок использует языковые сред ства в естественной коммуникативной деятельности. Исследование в экспе­рименте нужно соотнести с данными полевых наблюдений за ребенком в вств ственных для него ситуациях общения. Довольно часто дети, прошедшие определенный курс логопедической коррекции, демонстрируют установочное речевое поведение: воспроизводят стереотипы, усвоенные ранее на занятиях. В свободной речи, за пределами кабинета специалиста они продолжают пользо­ваться значительно менее зрелыми формами высказываний. Подобные учеб­ные «навыки» вряд ли правомерно приравнивать к истинным навыкам, кото­рые регулярно используются ребенком вне учебных ситуаций. Они скорее отражают зону ближайшего развития речевой функции.

3) Каждое из языковых средств следует рассматривать как достаточно авто­номную подсистему и независимо от остальных оценивать уровень ее зрелос­ти. Необходимо оценивать не только качественные особенности языковых и речевых навыков, но и количественно характеризовать степень их зрелости. Для измерения зрелости наиболее удобной является возрастная шкала или шкала онтогенеза. Имеет смысл соотносить уровень сформированности фо­нологии, лексики, синтаксиса и морфологии с возрастом, в котором такое их состояние является нормой. В результате будут получены такие качественно-количественные показатели, как «фонологический возраст» (или «возраст фо нологического развития»), «лексический возраст», «синтактико-морфологи-ческий возраст». Эти показатели удобно сравнивать как с хронологическим, так и «умственным возрастом» ребенка. Такое сравнение позволяет оценить как тяжесть отставания в развитии языка и речи, так и степень избирательнос­ти этого отставания. Чем больше диссоциация между «умственным возрастом» и «возрастом развития речевой функции» (в пользу первого), тем больше ос­нований считать недоразвитие речи специфическим, избирательным. Подоб­ный подход давно и успешно используется зарубежными специалистами. Так называемый «критерий диссоциации» в зарубежной патолингвистической ли­тературе является основным при диагностике «специфическиого нарушения языкового развития» (SLI).

4) При исследовании качества речевой продукции по любому из парамет­ров следует учитывать контекстные влияния, которые возникают как на языко­вом, так и на речевом уровнях. Иначе говоря, владение той или иной языковой операцией надо оценивать в речевой продукции разного уровня сложности. Са­мая простая шкала контекстной сложности представляет собой лестницу выска­зываний разной сложности: изолированный звук -4 слог -* слово —> фраза • высказывание -+текст. Высокая степень контекстуальной зависимости речевы К ошибок по качественным и количественным показателям свидетельствует обычно о слабой автоматизирован поста операций языкового программироиа ния высказываний и низкой языковой компетенции. Это наблюдается, напри­мер, при моторной алалии.

. wn.n niuiiMWiKinn ИНД'М'Л.ИШ И1Л Г Г. Ч И

Помимо речевою контекста на качество речевой продукции влияет прсц матическии контекст. В частности, правильность синтаксических конструкции и морфологическое их оформление зависят от того, насколько сложные ком­муникативные задачи выполняет ребенок. В исследовании J. L. Evans (19%) были получены данные, подтверждающие наличие такой связи. Ситуации Q диалоге, требующие наибольшей гибкости и оперативности (например, при смене т,емы), чаще всего провоцируют ошибки морфологического оформле­ния фраз. По мнению автора, такая зависимость выражена в наибольшей сте­пени при формах недоразвития речи (SLI в данном исследовании), когда нару­шена не языковая компетенция, а процессуальная сторона порождении высказываний. Из этого делается вывод, что обнаружение такой зависимости свидетельствует скорее в пользу речевого, а не языкового нарушения.

. 5) Методика исследования должна быть адекватной возрастным возможно­стям ребенка. В раннем возрасте, например, используются преимущественно наблюдения за спонтанной речью детей в естественной для них ситуации. Могут быть использованы и так называемые «режимные моменты» (в детском учреж­дении) или бытовые ситуации (в домашней обстановке). Естественно, как и любая форма коммуникативной активности, речевая активность, связность, богатство речевой продукции в этом возрасте весьма зависимы от системы от­ношений, сложившихся в семье или в детском саду (между воспитателем и ре­бенком), от эмоционально тона интеракции логопеда / психолога и ребенка в момент исследования. Весьма информативным в этом возрасте является на­блюдение за коммуникативно-речевым поведением ребенка в общении с ма­терью. Следует помнить, что в первые три года жизни диагностическое заклю­чение относится не только (а может быть, не столько) к ребенку отдельно, а скорее к диаде (мать-дитя) или триаде (мать-дитя-отец). Поэтому не менее важно оценить и характер, особенности коммуникативно-речевого поведения самой матери в той же ситуации. Оцениваются такие характеристики, как ре-ципрокность коммуникативных реплик матери и ребенка, речевая активность матери, адресованная ребенку, откликаемость матери на коммуникативные интенции ребенка, стилевые (жанровые) особенности речи матери в общении с ребенком (адекватность речевому и ментальному возрасту ребенка) и др. Это необходимо оценить в связи с тем, что перечисленные характеристики оказы­вают сильное влияние на особенности формирующегося коммуникативно-ре­чевого поведения ребенка.

6) Итогом проведенного диагностического исследования является объеди­нение полученных симптомов в синдромы, их квалификация с позиций лого-патологии, нейропсихологии и нейролингвистики, выделение ведущих синд-ромообразующих факторов и механизмов.

Vili IH ' 'II Ц11ВЛПМИ limn

ИССЛЕДОВАНИЕ

Наши рекомендации