Общие методологические принципы диагностики
Понятие «диагноз» в строгом, первоначальном смысле слова связано с медициной и считается сферой компетенции врача. В медицине диагнозом принято называть квалификацию болезни или болезненного состояния в соответствии с общепринятой классификацией болезней, с указанием ее этиологии и патогенеза, синдромологической характеристики и характера течения (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982, Ковалев В. В., 1985). Однако при проведении «психологической диагностики», «логопедической диагностики», «педагогической диагностики» не ставится задачи установления диагноза, поскольку в соответствующих дисциплинах такая категория отсутствует. Целью диагностики в этих случаях не является обнаружение болезни. В работах А. Гезелла (1930) и Л. С. Выготского (1983) была создана методологическая основа для использования такой категории, как «диагноз», в психологии аномального развития и в дефектологии. Однако дальнейшего развития эти идеи не получили. В работе Л. С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936, 1983) обсуждается содержание таких понятий, как «симптоматический педологический диагноз» и «диагноз развития». Особенно важной и конструктивной нам представляется концепция «диагноза развития». «Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня развития разных систем организма (как психологических, так и физиологических), рассмотренных в их системном взаимодействии. Под «уровенем развития» понимается определенный этап онтогенеза, которому присуще особое качество. По мнению автора, есть смысл оценивать уровень развития разных систем организма отдельно, дифференцированно, так как каждой из них присущи свои особые закономерности развития. При диагностике уровня развития у детей с
w,(1„,i v. игппцшш и метода ДИАГНОСТИКИ НВДОРЛЗВИТИЯ РЕЧИ
дизонтогенезом важно не ограничиваться симптоматологическим, описатели ным уровнем диагностики. Необходим качественный, содержательный анал1 всего симптомокомплекса, «динамических процессов» и причинных мехами мов, лежащих в их основе. Центральной проблемой в такой диагностике Л Семенович считал «вскрытие механизма симптомообразования: как разни m с помощью какого механизма возник... Данный симптом» (там же, с. 320). Дм более надежного суждения о природе аномального развития он считал необх димым не ограничиваться амбулаторным однократным исследованием, а ДО полнять его динамическим наблюдением. Подобная диагностика должна вк л н I чать и определение прогноза дальнейшего развития. Автор очень тот 0 подметил тот факт, что диагноз развития одновременно является и прогнозом «Содержание прогноза то же, что и диагноза, но первый строится на умении настолько понять внутреннюю логику... процесса развития, что на основе при шлого и настоящего намечает путь детского развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде» (там же, с. 320). В последующие годы оси бенности развития патопсихологии детского возраста в России были таковы, что задача целостной оценки состояния фактически не ставилась. Психологическое исследование ограничивалось частными заключениями о состоянии личностной сферы, познавательных способностей, интеллекта, мышления, памяти. Заключение медицинского психолога оставалось лишь дополнением к психиатрическому диагнозу.
Новые возможности и перспективы появились благодаря введению попя тия «функциональный диагноз» (Воловик В. М., 1975, Ковалев В. В., 1985, Коробейников И. Д., 1995, 2002). Функциональный диагноз имеет психологические, логопедические, социальные аспекты и в силу этого обязательно носит мультидисциплинарный характер. По существу, в нем отражаются индивидуальные особенности психического развития, уровня социально-психологической адаптации, своеобразие переживания индивидом своих проблем и недостатков, характерологических и патологических форм реакции личности на трудности, связанные с дизонтогенезом, особенности компенсаторных психологических образований и явления декомпенсации. В случаях дизонтогене-тических состояний, строго говоря, не являющихся болезнью, роль и содержание функционального диагноза значительно возрастает по сравнению с i нозологическим диагнозом. Основные принципы диагностики аномального развития были заложены в трудах Л. С. Выготского (1983). Позже В. И. Лубов-ским (1989) этот вопрос был методологически проанализирован, и им предложены принципы, выработанные на основе идей Л. С. Выготского. Они включают:
□ комплексный подход;
□ принцип целостного системного изучения ребенка; О принцип динамического изучения;
□ принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психо
логической диагностики.
Комплексный подход, как один из основных принципов диагностики аномального развития, означает требование всестороннего обследования и оцен- j ки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуаль-
Ную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень владе имя навыками... Таким образом, психологическое исследование составляв! Органическую часть диагностической системы» (Лубовский В. И., 1989, с. 50-51). На практическом уровне это требует решения задачи «бригадного коней нпума» (Коробейников И. А., 2002).
Принцип целостного, системного изучения ребенка «предполагает... oGi 1аруже пне не просто отдельных проявлений нарушений психического развитии, а СВЯ ici-i между ними, определение их причин, установление иерархии обнаружен и ы \ недостатков... то есть того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязан пую систему дефектов — первичных, вторичных и т. д.» (там же, с. 51).
Принцип динамического изучения также вытекает из цитированных выше положений, высказанных Л. С. Выготским. В особенности важно, как отмечав! автор, положение о том, что «основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии» (там же, с. 53). Хотя необходимо учитывать и специфические закономерности детей с аномалиями развития. Другим важным положением, с которым связан этот принцип, является концепция Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Для характеристики зоны ближайшего развития динамическое наблюдение крайне важно.
Принцип качественного анализа данных, полученных в результате ПСИХОЛО гического исследования, автор рассматривает в комплексе с дополняющим его количественным анализом, позволяющим дифференцировать варианты нормы от патологии. Это ставит задачу разработки диагностических методик, ко торые, будучи стандартизованными, позволяли бы в то же время судить о том, какие именно способности, процессы и операции сформированы недостаточ но. Это должно носить не декларативный характер, а базироваться на результатах валидизации методик. Таких русскоязычных методик в настоящее время очень мало.
В логопедии результатом диагностического процесса принято считать «логопедическое заключение» или так называемый «логопедический диагноз» (Логопедия, 1999, Лалаева Р. И., 2000). В соответствующей литературе описаны «принципы анализа речевых нарушений»:
□ принцип развития;
□ принцип системного подхода;
П принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Б., 1968, Логопедия, 1999).
Перечисленные принципы перекликаются отчасти с вышеприведенными. Однако при сходном наименовании они не всегда совпадают по сути. Это, на пример, касается «принципа системности». Существует множество трактовок термина «система» и «системность»: совокупность элементов, находящихся в иерархических или логических отношениях друг с другом (например, Перт i дическая система элементов Д. И. Менделеева, «система понятий»); совокупность живых организмов, находящихся в определенных взаимосвязях друг с другом (экосистема); множество языковых элементов, находящихся в отноше-