Синдром церебрастенического инфантилизма
Основным содержанием этого синдрома у детей с ПНР было сочетание явлений психической незрелости с относительно легкой психоорганической симптоматикой: церебрастеническим и гипердинамическим синдромом. Повышен-'
щи истощаемооть, нарушения произвольной концентрации внимания, гипера* fiiiuiocTb накладывали специфический отпечаток на явления психическою ин финтилизма. Эмоциональные реакции наряду с незрелостью характеризовались мы раженной лабильностью, неустойчивостью. У многих детей отмечались неглубокие спонтанные колебания настроения, связанные с флюктуациями урон Ни работоспособности и психического тонуса. В периоды снижения последнего у детей заметно падала дифференцированность эмоциональных реакций. В НО Ной обстановке дети легко терялись, давали реакции тормозного типа. Недо< та Точность волевых процессов сопровождалась истощаемостыо побуждений И выстрой пресыщаемостью интересов. При усилении астении интеллектуальная продуктивность детей значительно снижалась, что усугублялось «инфантильно И к пическими» нарушениями памяти. У детей, учившихся в школе, успеваемость была очень неровной: двойки чередовались с пятерками. Усвоенные на-|ыки (школьные или речевые) очень медленно автоматизировались, ДОЛГО Ь( i а вались непрочными.
Примеры
Саша М., 8 лет 6 мес, обследован в специальной школе для детей с задержкой психического развития. Учится в 1-м классе. Предшествующий год учился в 1-м классе массовой школы: не успевал по письму и чтению, слабо успевал по математике.
Из анамнеза: родители здоровы, отец —- переученный левша, злоупотребляет алкоголем, имеет образование 7 классов. У матери среднее специальное образование. Мальчик от первой физиологической беременности, вторых родов, протекавших стремительно (3 часа). При рождении закричал сразу. Вес при рождении — 3400,0 г. Раннее развитие протекало с задержкой: первые слова появились в 1 год 2 месяца, фразовая речь — с 3 лет, сидеть начал с 7 месяцев, ходить — с 1 года 2 месяцев. До года не болел, после года перенес корь, скарлатину. По характеру всегда был застенчивый, очень обидчивый, неуравновешенный, болезненно самолюбивый. С детьми общается избирательно. До поступления в школу был левшой, но с 7 лет родители начали переучивать его.
Клинико-психологическое исследование. В контакт вступает, но отвечает односложно. Ребенок держится скованно, крайне нерешительно. В поведении несамостоятелен, малоинициативен. Эмоционально лабильный: легко меняется настроение, быстро переходит от смеха к слезам. В игровой ситуации становится намного активнее, живее, инициативнее. Речь короткими фразами, бедная по словарному составу. При построении высказывания испытывает затруднения в подборе слов и их согласовании. Звукопро-изношение дефектное: искажает С, Ш и Щ (межзубные), заменяет Р и Л на полумягкое Л. Слоговая структура без грубых нарушений. В речи встречаются немногочисленные аграмматизмы: в падежных окончаниях путает склонения, допускает ошибки в согласований с числительными («пять ведра», «шесты стулов»).
Запас знаний ограничен. Владеет простыми обобщающими понятиями (домашние животные, овощи, фрукты). Самостоятельно подбирает аналогии, выделяет общие признаки, предметов с опорой на помощь взрослого (кош-
ка ~ мышка, рояль — скрипка). При определении различии затрудняется. Складывает рассказ из 4 картинок, но составить по ним устный расскЦ самостоятельно не может: только с опорой на наводящие вопросы. Из BtpJ бально-логических субтестов методики ABM-WISC наиболее низкие результаты мальчик получил в субтестах «Общая осведомленность», «Словарь» и «Повторение цифр». Воспроизвести даже простые звуковые ритмы (треху-дарные) мальчик не смог. Исследование вербализации пространственных представлений показало, что мальчхк не умеет оперировать речевыми кон« струкциями с предлогами НАД, ПОД, ПО, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОЗАДИ, не понимает грамматических конструкций с предлогами ПОД, НАД, ПЕРЕД, Из прилагательных, обозначающих протяженность предметов, в активном словаре ребенка имеются только слова ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ, а остальные недифференцированно заменяются наименованиями БОЛЬШОЙ/МАЛЕНЬКИЙ.
Во время исследования мальчик быстро астенизировался, с видимым усилием концентрировал внимание на заданном вопросе. Особенно быстро утомление нарастало при выполнении вербальных заданий. Количественные представления сформированы. Прямой порядковый счет до 18. В обратном счете затрудняется. Выполняет счетные операции только в пределах первого десятка. Чтением и письмом не владеет совсем.
Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:
NN субтестов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Шкальные оценки: 5 8 6 9 4 3 8 10 17 10 8 8
Общий интеллектуальный показатель — 85, вербальный интеллектуальный показатель — 74, невербальный интеллектуальный показатель — 101.
Неврологически: без очаговой симптоматики. Моторно неловок. Оральная диспраксия.
Клинический диагноз. Тотальное недоразвитие речи, параалалический вариант. Синдром артикуляционной диспраксии. Дисграмматизм. Алексия, дисфазический вариант. Аграфия. Синдром церебрастенического инфантилизма.
Синдромы невропатоподобного и органического инфантилизма у детей с неосложненными формами ПНР встречаются, по нашим наблюдениям, весьма редко. Среди наших испытуемых они составляли 23%. Значительно чаще они имелись у детей, первичное недоразвитие речи которых было осложнено выраженным психоорганическим синдромом или умственной отсталостью.
Невропатоподобный вариант органического инфантилизма
Данный синдром по клинической картине весьма приближалсяк «органической невропатии» С. С. Мнухина (1968). Характерным для таких детей было сочетание инфантильных черт личности с аффективной неустойчивостью, повышенной раздражительностью, упрямством, негативизмом, явлениями гипердинамического синдрома (Исаев Д, Н., Каган В. Е., 1978, Ковалев В. В., 1979)/
некоторых ДвТвЙ ИЗ ЭТОЙ подгруппы, наоборот, преобладали тормозные pell ции со снижением побуждений, некоторой отгороженностью, фобически-ш переживаниями. Именно у таких детей мы встречали особенно резко выра-i еиную логофобию, «фобию чтения» или «школьную фобию». В ряде случаев ипцобные состояния осложнял элективный мутизм. У многих в раннем или напкольном возрасте наблюдались невропатические или неврозоподобиые р.нстр.ойства: диссомнии (затруднения засыпания, извращение цикла «сон— | || шретвование», снохождения), ночной энурез, заикание, ночные страхи, гики и мр. В конфликтных ситуациях дети давали реакции отказа, пассивного пропета или агрессии. Дети с неврозоподобным вариантом инфантилизма были | i ионны фиксации на патологических поведенческих реакциях. Нередко это провоцировалось репрессивной тактикой воспитания дома или в школе.
Примеры______________________________ ^______________________________________
Игорь О., 5 лет 5 мес. Поступил в речевое отделение ДПБ № 9 в связи с . нарушениями звукопроизношения.
Из анамнеза: наследственность не отягощена. Мальчик от первой беременности, в первую треть которой у матери неоднократно повторялись приступы бронхиальной астмы! Роды в 38 нед., по темпу стремительные. Ребенок родился с весом 3400,0 г. Закричал сразу. Раннее психомоторное и речевое развитие протекало без отклонений. В 2 года перенес сотрясение головного мозга.
Клинико-психологическое исследование. Мальчик легко вступает в контакт. Эмоциональные реакции живые, но недостаточно дифференцированные, несколько уплощенные. Неусидчив. Все время находится в движении-. Речевая активность высокая. Речь развернутыми фразами, грамматически правильная (по требованиям возраста). Дефектно произношение звука Р — увулярное. Слоговая структура не нарушена. Задание «Повторение фраз» выполняет лучше средней возрастной нормы (повторил фразу длиной в 22 слога при норме 19±4,9). При подборе антонимов трудностей не испытывал (83% правильных ответов). При неудачах замыкается, перестает отвечать. При общении со взрослыми недостаточно проявляется чувство дистанции. Недостаточно критичен к собственным ошибкам. Склонен к переоценке своих возможностей.
Исследование интеллекта по методике «Прогрессивные матрицы Равена»: интеллектуальное развитие соответствует уровню 90 центиля (то есть выше среднего).
Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:
NN субтестов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Шкальные оценки: 11 17 14 11 7 12 10 12 8 7 9; 7 Общий интеллектуальный показатель — 103, вербальный интеллектуальный показатель— 113, невербальный интеллектуальный показатель— 92. Неврологическое обследование: сглаженность носогубной складки справа. Мышечная сила в правой руке меньше левой. Сухожильные рефлексы D > S.
| ' II I | II I Ц И Ч' И Ч Г. I i 1\ И I • II ivi и | VI4PI " WfMlrtl ........
Оральный праксис нарушен: заданные движения и позы цыполняет неточно, плохо удерживает позу.
Клинический диагноз:парциальное первичное недоразвитие речи. Синд ром артикуляционной диспраксии, дисфонетический вариант. Синдром невропатического инфантилизма.
Приведенный случай иллюстрирует наиболее легкие варианты невропатического инфантилизма. Наряду с ними у наших испытуемых встречались и значительно более тяжелые.
Примеры
Лена М., 8 лет 1 мес, обследована в специализировнной школе № 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Девочка начала обучение в этой школе в связи со значительным отставанием в речевом развитии. Из анамнеза: у матери и брата девочки речевые расстройства. Девочка родилась от второй физиологической беременности, вторых родов, протекавших без осложнений. Вес при рождении — 4000,0 г. Закричала сразу. Раннее психомоторное развитие без особенностей. Первые слова появились с 1 года, фразы — после 4 лет. Перед школой 1 год посещала речевую группу детского сада.
Клинико-психологическое исследование. Девочка в контакт вступает, но держится скованно, очень робко. Эмоционально депримирована. В играх с детьми активна, эмоциональна. Очень стеснительна. Речевая активность значительно снижена, избегает пользования речью.
Выражена логофобия. Внушаема, несамостоятельна. Эмоциональные реакции недостаточно дифференцированы. В речи пользуется короткими, аграмматичными фразами: «Кошка побежала мышки», «Бегает на коньки». В потоке речи много нерегулярных звуковых замен. Изолированно все звуки произносит правильно. В многосложных словах грубо искажает слоговую структуру. Не может повторить серии из 3 слогов: МИ-МА-МО, ТУ-ТИ-ТА. Понимание речи существенно не страдает, но оценить правильность деформированных грамматических конструкций и найти ошибки не может. Словарный запас беден (дефицит — 24%). Подбор антонимов значительно затруднен: 30% верных ответов. Скрытый смысл сюжетных картинок и их 1 серий понимает, но сама составить рассказ по серии картинок не может: нуждается в ,наводящих вопросах. Расположить серию (рассказ) из 3 картинок в правильной последовательности может самостоятельно, а из 4 — только с организующей помощью.
Исследование интеллекта по методике «Прогрессивные матрицы Равена» (детский вариант): результат превышает 90 центиль, что соответствует ин- ] теллектуальному развитию «выше средней нормы». Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:
NN субтестов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Шкальные оценки: 3 10 6 4 5 7 11 7 14 12 10 11
Общий интеллектуальный показатель — 88, вербальный интеллектуальный показатель — 74, невербальный интеллектуальный показатель — 106.
Нсиролшнч!-' ки: девиация языка влево. Падун,им щеки хуже < Ирана. (,i п.\ женность правой носогубной складки. Зажмуривает глаза справа хуже. Иначе говоря, прослеживается слабость иннервации в зоне правого лицевого нерва. Сухожильные рефлексы: коленные — S > D, ахилловы —■ D = S, биципи-тальные — S > D. Выражена оральная апраксия (губ и языка). Пальцевой праксис и гнозис нарушены с обеих сторон, но хуже слева. Ведущая моторная рука — правая (по всем пробам), моторная нога — левая, опорная нога — левая, глаз — неустойчивая латерализация.
Клинический диагноз:тотальное недоразвитие речи, алалический вариант. Синдром моторной алалии. Синдром невропатического инфантилизма.
Ядерный вариант органического инфантилизма
Дети с органическим инфантилизмом, как уже отмечалось выше, были весь-ми редки среди тех, кто страдал первичным недоразвитием речи. В основном мы наблюдали этот синдром у умственно отсталых детей-логопатов или у «мик-• щи», в клинической картине которых явления ПНР сочетались с тяжелым in ихоорганическим синдромом. Как отмечала еще Г. Е. Сухарева (1965), по-Юбные состояния особенно затрудняют дифференциальный диагноз парци-.ни.пых форм дизонтогенеза, таких как первичное недоразвитие речи или за-цержки психического развития с олигофренией.
У данной категории детей психоорганический синдром был представлен в |цде наиболее тяжелых своих разновидностей. Эмоциональный фон характеризовался преобладанием мрачного настроения с раздражительностью и гнев-пиюстью или, наоборот, имел вид благодушно-веселого, эйфоричного состояния. У всех таких детей эмоциональные реакции отличались недостатком мшости, бедностью содержания, недифференцированностью, уплощеннос-i ыо. Мотивационная сфера также включала проявления дефицитарности: бедность, однообразие интересов и слабость побуждений. Наряду с этим изредка встречались такие расстройства влечений, как пиромания, клептомания или Оулимия. Они отличались ранним началом (в 4—5 лет), стойкостью и резистентностью к терапии. В других случаях у детей с ПНР и органическим инфантилизмом можно было наблюдать такие неврозоподобные синдромы, как се-иестопатически-ипохондрический и депрессивно-дистимический.
Дети с вышеописанной психопатологической картиной обычно были трудны в поведении: двигательно расторможены, аффективно неустойчивы, иногда агрессивны. Их шалости нередко приобретали брутальный характер, а игры с другими детьми заканчивались конфликтами и драками. Отмечались спонтанные колебания аффекта, иногда достигавшие степени дисфории.
Мышление детей с органическим инфантилизмом характеризовалось инертностью, ригидностью, иногда персевераторностыо. Кроме несформирован-ности вербально-логических когнитивных функций в ряде случаев исследование интеллекта обнаруживало западения ряда невербальных способностей. Данное обстоятельство значительно подрывало адаптационные способности детей и ухудшало компенсацию речевых расстройств. ,
Обычно в таких ситуациях функциональный диагноз (то есть степень дезадаптации) о казы вался достаточ но тяжелы м.
ГЛЛМЛ ■! . Cl'.M I1W I II И.Л И 1'.ДИГЛ.1 МП ( IWl IT,'III Г Д! 1'H
Примеры_____________________________________________________________ I
Алеша Г., 7 лет 8 месяцев. Обследован в областной речевой школе, куд|| поступил в связи с отставанием в речевом развитии. Учится в 1-м класса!Согласно школьной характеристике, на уроке непоседлив, крайне отвлека-1 ем. На уроках иногда громко разговаривает. В общении с детьми неураи новешен, иногда вспыльчив. На переменах возбужден, расторможен.
Анамнез: наследственность отягощена по речевой патологии: мать и отец а детстве имели речевые нарушения. Матери и сейчас при волнении становится трудно строить устные высказывания. Мать и отец в школе слабо успевали. Образование у матери 7 классов, у отца — 8 классов. У мальчика 2 брата, которые страдают умственной отсталостью и недоразвитием ' речи. Мальчик от третьей физиологической беременности, третьих стремительных родов. Закричал сразу. Сидеть начал в 6 месяцев, ходить — в 11 месяцев. Первые слова появились в 2,5 года, фразы — к 6 годам. На первом году был крикливый, беспокойный. Перенесенные заболевания: до 1 года острая пневмония, ОРВИ, после 1 года — 3 пневмонии, частые ОРВИ. По характеру всегда был нетерпелив, требователен, вспыльчив. Двигательно очень подвижный, моторно неловкий. При возбуждении махал кистями рук, как крылышкам,и.
Соматоневрологически: телосложение правильное, но инфантильно-гра-цильное. По росту отстает от возраста на 1 год. Череп гидроцефальной формы (несколько выдаются лобные бугры, сильно развита венозная сеть на висках). Окружность головы — 51,0.
Зрачки S>D. Язык по средней линии, беспокойный. Сглажена левая носо-губная складка. Перетягивает правый угол рта. При вытянутых руках и закрытых глазах беспокойство пальцев. Сухожильные рефлексы: коленные —■'■'] S>D, ахилловы — D=S. Координационные пробы выполняет.
Прыгает на двух ногах хорошо, на одной — неловко. Пальцевая моторика грубо нарушена: не может без контроля зрения воспроизвести позы пальцев по подражанию. Пробу «Кулак-ребро-ладонь» не смог выполнить. Пробу «Завязывание 5 пар нитей» выполнил за 2 мин. 42 с, то есть значительно дольше нормы. При исследовании моторики губ и языка обнаруживается оральная апраксия с трудностями воспроизведения поз как в статике, так и < в динамике.
Психопатологическое обследование. Легко вступает в контакт. Приветлив. Эмоционально лабилен. Беспечен, из-за своих неудач не огорчается. Эмоциональные реакции стереотипны, недостаточно дифференцированы. При выполнении заданий легко соскальзывает на побочные ассоциации, начинает фантазировать. Склонен к рассуждательству.
Темп психической деятельности замедлен. Склонен к застреванию. Неусидчив, отвлекаем, не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности. Пассивно подчиняем. С интересом относится к игровым заданиям, но контроль правильности их выполнения слабый.
Обращенную речь понимает в полном объеме. Собственная речь — короткими фразами. Нарушено произнесение почти всех мягких согласных. Замены Б -+ П, Д..—► Т, Ч —* V, Р -+ Л'. Нарушено произнесение йотирован-
ных гласных. Изолированно исо туки нрои.икх.т праиилыт. И мпоих; ложных слонах многочисленные замены зпукои, пропуски слогов. Фразы грубо аграмматичны: «безали за мыськи» (побежали за мышкой), «хотели та кусают» (хотели ее съесть), «он привязал веевку к деево» (он привязал веревку к дереву). При выполнении теста на оценку правильности грамматических конструкций допускал от 23% до 40% ошибок. Максимальное число ошибок — при исправлении деформированных падежных конструкций. При составлении рассказа по серии из 3 картинок затруднялся при установлении логической и временной последовательности событий.
Обобщающими понятиями владеет слабо: посуда (-), одежда (-), цветы (-), домашние животные: собака, конь, коза, овчарка, крокодил, слон. Количественные представления сформированы. Количественным счетом владеет в пределах 5. Элементарными временными понятиями владеет. Обследование интеллектуальных способностей по методике Равена — IQ = 104, то есть уровень средней нормы. Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:
Общий интеллектуальный показатель — 78, вербальный интеллектуальный показатель — 75, невербальный интеллектуальный показатель — 86. Клинический диагноз:тотальное недоразвитие речи. Алалический вариант. Моторная алалия. Синдром органического психического инфантилизма. Пограничная интеллектуальная недостаточность.
Кроме описанных выше облигатных психопатологических синдромов у детей с HP наблюдались и другие, факультативные синдромы. Их перечень приведен в таблице 5. Мы не выявили каких-либо клинических особенностей проявления этих синдромов у детей с недоразвитием речи по сравнению с классическими описаниями (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977, Ковалев В. В., 1985,1995). Поэтому их клиническое описание мы считаем возможным опустить.
Приведенный обширный перечень специфических и неспецифических симптомов и синдромов свидетельствует о том, что форма психического дизонто-генеза, именуемая в обобщенной форме «недоразвитием речи», представляет собой сложное полисиндромное образование. Проявления незрелости, дефи-цитарности обнаруживаются на самых разных уровнях и в разных сферах со-матопсихической организации ребенка. Тот, что это обстоятельство до сих пор не стало для специалистов очевидным, объясняется, видимо, тем, что многие годы изучение патологии речи у детей велось исключительно в педагогическом и психолого-педагогическом русле исследований.
Систематика недоразвития речи у детей
Глава 5
Без преувеличения можно сказать, что разработанность, степень дифференцированное™ систематики отражает зрелость научной дисциплины. Сложность разработки классификации речевых расстройств у детей заключается в том, что сам предмет изучения мультидисциплинарен, а развитие систематики ведется в рамках одной-двух научных дисциплин раздельно, независимо друг от друга. Последние полстолетия в России некоторое развитие претерпела только педагогическая классификация, созданная в русле логопедических исследований. Все существующие классификации аномалий речевого развития могут быть разделены на две категории: клинические и психолого-лингвистические, которые иногда называют педагогическими. Иногда первые называют клинико-педагогическими, что не совсем верно. Два таких столь разных подхода, как педагогический (то есть ориентированный на практику воздействия, обучения) и клинический практически не соединимы. То, что в диагностическое заключение могут входить дефиниции, взятые из разных классификаций, еще не означает, что в этом случае происходит интеграция двух разных классификаций в некую третью, соединяющую признаки обеих.
Клинические классификации базируются на нозологическом, синдромологи-ческом и патогенетическом принципах. В качестве самостоятельных единиц в таких классификациях выделяются состояния, имеющие патогномоничную симптоматику, известный механизм и патогенез, отличающие их от других состояний. Соответственно, клиническая классификация включает следующие виды нарушений речевого развития у детей: дислалию, ринолалию, дизартрию (в зарубежной литературе используют более точный термин — «дизартрия развития»), моторную алалию, сенсорную алалию, дисграфию и дислексию. Следует признать, что не все из перечисленных диагностических категорий в полной мере отвечают вышеприведенным принципам клинической классификации. Например, механизмы и патогенез дисграфии и дислексии до настоящего времени до конца неизвестны. Даже критерии отграничения от сходных состояний остаются предметом дискуссий. Клиническая классификация включает еще нарушения голоса и темпоритмической организации речевого акта -
шикание, тахнтншю, ирлдилалию. Последние виды расСХрОЙСТВ, строго ГОВО ря, не относятся к нарушениям речевого развития. Их симптоматика не имеет принципиальных отличий в случаях рано и поздно возникшего расстройства, Иге остальные перечисленные выше нарушения принципиально ОТЛИЧ8ЮТ! Я от приобретенных форм патологии речи у взрослых как по симптоматике, так И по механизмам.
Близкой по принципиальной основе является классификация, приведен пая в руководстве (Morley M., 1972). В ней выделены следующие рубрики: и) расстройства языка (афазия, алексия, аграфия, задержки развития речи вследствие умственной отсталости и нарушений слуха), б) расстройства ар тикуляции (анартрия, артикуляционная апраксия, дислалия, дефекты арТи куляции, обусловленные нарушением слуха и аномалиями строения зубО-Чв люстного аппарата), в) расстройства реализации высказывания (заикание, ускоренная, спотыкающаяся речь) и расстройства голоса (афония). Как отмечает автор, классификация носит исключительно рабочий характер. Однако она представляет интерес как показатель представлений о природе недоразвития речи у детей. По существу, большинство случаев нарушений развития языковых способностей автор связывает с умственной отсталостью, хотя и рассматривает их в одном ряду с афазией развития, дислексией и дис-графией. На этом этапе развития логопатологии все случаи избирательного недоразвития речи, обозначаемые как афазия развития, делились на две ка-тегории: экспрессивные нарушения и импрессивные нарушения (Zangwill О., 1978, Rapin I., Wilson В., 1978). Случаи недоразвития экспрессивной речи некоторые авторы группировали следующим образом: а) дизартрии, б) нарушения произношения недизартрического характера, в) нарушения языка и синтаксиса (Benton A., 1978). Здесь просматривается оппозиция «моторное» -«языковое», которая в явной или скрытой форме присутствует во многих более поздних классификациях. Дискуссионным считается вопрос о правом г р ности включения детей с фонологическим недоразвитием в группу SL1 (Leonard L., 1998). Подобное противопоставление по существу близко к тому, что породило оживленную полемику в афазиологии по вопросу о природе афферентной моторной афазии, проблеме дифференциации симптомов апракто-агностического и языкового уровней нарушения при афазиях (Лу-рия А. Р., 1969, 1975, Винарская Е. Н., 1971). На наш взгляд, такой патогенетический, нейропсихологически ориентированный подход имеет принципиальное значение для дифференциальной диагностики и классификации форм недоразвития речи у детей.
Еще одним примером клинических классификаций, в котором выделена речевая патология у детей, является Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, 1994, содержащая раздел «Специфические расстройства развития речи» (шифр F80). В этой общей рубрике выделяются следующие категории нарушений речевого развития:
F80.0. Специфическое расстройство артикуляции. В примечании указывается синонимичность этого обозначения термину «специфическое фонологическое расстройство». В качестве критериев диагностики приводятся следующие признаки:
ГЛАВА 5. СИСТИМАТИКА I i 1-Д о 1'Л 1 it 111II м 1ММИ У ДВТ8Я (вВЩЛЙ ЦЩ'ОИЛТОЛОГИЯ)
П артикуляционные (фонологические навыки), определяемые по стандан тезированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возрасти щ бенка;
П артикуляционные (фонологические навыки) по меньшей мере на 1 стаи дартное отклонение ниже невербального коэффициента интеллектуал!» ности (КИ) при определении по стандартизированным тестам;
□ экспрессивная речь и понимание, определяемые по стандартизирован ному тесту, находятся в пределах 2 стандартных отклонений для возраст ребенка;
□ отсутствие неврологических, сенсорных или физических нарушений которые прямо влияют на звуковую продукцию речи, нет и общего рас стройства развития (F84.-)16;
□ наиболее часто используемый — критерий исключения. Невербальный ко эффициент умственного развития по стандартизованному тесту ниже 70.
F80.1. Расстройство экспрессивной речи:
,□ навыки экспрессивной речи, определяемые по стандартизированном тесту, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка;
□ навыки экспрессивной речи по меньшей мере на 1 стандартное отклоне ние ниже невербального КИ при определении по стандартизированны тестам;
□ рецептивная речь, определяемая по стандартизированному тесту, нахо дится в пределах 2 стандартных отклонений от возраста ребенка;
□ использование и понимание невербального общения и функции имажи нативного языка" находятся в пределах нормы;
□ отсутствие неврологического, сенсорного или физического нарушения которое прямым образом влияло бы на разговорный язык, нет здесь общего расстройства развития (F84.-);
□ наиболее часто используемый критерий исключения: невербальный коэффициент умственного развития по стандартизированному тесту ниже 70.
F80.2. Расстройство рецептивной речи (это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи):
□ понимание речи, определяемое по стандартизированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка;
□ павыки рецептивной речи по меньшей мере на 1 стандартное отклонение ниже невербального КИ при оценке по стандартизированным тестам;
16 Имеются в виду такие психические расстройства, как ранний детский аутизм и клинически
близкие состояния.
17 Имажинативный тык — имеется в виду любая система языковых символов неречевого харак
тера (пиктограммы, жесты и др.).
ГЛЛНЛ 5, СИСТ1 Н1<Д<>гл:иш ПИЫ'ГЧП У Д»ТВИ (оыцлн иш мил шиш ни)
П отсутствует неврологическое, сенсорное или физическое нарушение, которое прямым образом влияет на рецептивную речь, не отмечаются критерии общего расстройства развития (F84.-);
□ наиболее часто используемый — критерий исключения: невербальный КИ по стандартизированному тесту ниже 70.
Психолого-лингвистические классификации построены на основе психологи-екого и лингвистического подходов к описанию нарушений речи у детей. В их снове лежат психолингвистические представления о процессе порождения речи ли структурные модели системы языка. Соответственно, принципом категоризации является выделение языкового уровня или предполагаемого нейролин-гнистического механизма, который нарушен в наибольшей степени или, с точки фения авторов, занимает центральное положение в структуре дефекта.
Первой попыткой систематизировать клинические формы недоразвития речи с нейролингвистических позиций стала лингвистическая классификация форм плалии В. К. Орфинской (1963). Поскольку в тот период термин «алалия» трактовался очень широко, предметом этой классификации можно считать «общее» или тотальное недоразвитие речи. По структуре эта классификация является многоуровневой. Формы алалии группируются на основе таких таксономических признаков, как первичность/вторичность генеза, гностико-праксический/ языковой уровень ведущих механизмов, моторное/сенсорное звено речевой системы, тотальность/избирательность структуры дефекта. Важным представляется взгляд автора на сложность структурной организации клинической картины при недоразвитии речи. Автор первой поняла полифакторную природу механизмов, формирующих состояние недоразвития речи. Сложность построения данной классификации, некоторая эклектичность в принципах систематики затрудняли ее использование, и к сожалению, она осталась невостребованной. Дальнейшего развития это направление в детской логопедии многие годы не получало. В классификации В. К. Орфинской были заложены идеи, которые в полной мере можно было бы развить лишь при современном уровне развития психолингвистики, когнитивной психологии, нейролингвистики.
Определенную преемственность (по отношению к методологии В. К. Орфинской) демонстрирует исследование моторной алалии и классификация «аномалий речевого развития» Е. Ф. Соботович (1985, 1987). Эта классификация тоже многоуровневая по своей структуре. Тот факт, что оба исследователя с интервалом в 20 лет обратились к многоуровневому принципу классификации, свидетельствует о серьезных основаниях для этого. Оба автора поняли, что сложное и полиморфное по проявлениям недоразвитие речи у детей невозможно классифицировать, ориентируясь на один какой-либо признак. Такое «стереоскопическое» видение состояния недоразвития речи усложняет как диагностику, дифференциальную диагностику, так и понимание механизмов. Поэтому многоуровневые или многоосевые классификации при' всем их совершенстве с трудом входят в практический обиход специалистов. Логопеды-практики предпочитают пользоваться упрощенными схемами. Эта тенденция к упрощению обнаруживается, к сожалению, даже в учебных пособиях по логопедии.
ГЛАВА 5. СИСТЕМАТИКА НВДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ .................. ШЛИ ЛОГОПАТОЛОГИ|Я)
Предметом классификации Е. Ф. Соботович стало первичное недоразвитие речи. По типу нарушений (в нейропсихологическом понимании) автор выделяв ет: а) нарушения, обусловленные «дефектами усвоения языковых знаков и спов собом оперирования ими» и б) нарушения, обусловленные «дефектами фор* мирования гностико-праксических навыков и реализации языковых знаковое По форме нарушения первый тип представлен «языковыми формами алалии»,Я второй — «недоразвитием речи (апраксической алалией)». Несмотря на неко«1 торые терминологические неточности («недоразвитие речи» — более широком в сложившейся традиции трактовки этого термина и менее определенное по-Я нятие, чем алалия), такое разделение представляется принципиально важными и логичным. Нельзя не отметить, однако, что в этой классификации наглядна проступает конфликт устаревшей трактовки термина «алалия» и нового понив мания природы этого расстройства, выраженного автором в термине «языко-1 вые формы алалии». Это чувствовал и В. А. Ковшиков (1985), предложивший иной термин — «экспрессивная алалия» для того, чтобы подчеркнуть отличия нового содержания диагностического понятия «моторная алалия» и устаревв шей трактовки этого термина как синонима «недоразвития речи». В современ* ном понимании «моторная алалия» является первично языковым нарушение ем. Поэтому термин «апраксическая алалия» представляется внутренне! противоречивым. Вслед за другими авторами (Белова-Давид Р. А., 1972, Гуров вецГ. В., 1975) Е. Ф. Соботович выделяет два варианта «апраксической алалии»: 1) вследствие кинестетической апраксии и 2) вследствие кинетической апрак-сии. Поскольку артикуляторная апраксия (точнее, диспраксия) проявляется в] нарушении звукопроизношения, то подобная дихотомия видится не вполнИ мотивированной: этот механизм не имеет отношения к лексико-грамматиче-и скому недоразвитию. Новым представляется выделение при «языковой форме $ алалии» двух вариантов: с парадигматическими нарушениями и с синтагматике ческими нарушениями. Оно базируется на различении в лингвистике двух ти-1 пов языковых операций: парадигматических и синтагматических и соответв ственно двух типов нарушений, впервые описанных при афазии вслед зав Фердинандом де Соссюром R. Jacobson (1971), а позже — А. Р. Лурия (1975Ш «Первичную задержку формирования речи» автор относит к языковым нару-я шениям и называет ее «параалалией». Таким образом, Е. Ф. Соботович выде-1 ляет три формы недоразвития речи: «языковая форма алалии», «параалалия» и 1 «апраксическая алалия».
Разработанная в 60-е годы сектором логопедии Института дефектологии! АПН СССР так называемая психолого-педагогическая классификация в прак-1 тическом отношении оказалась для логопедов весьма удобной (Левина Р. Е., | 1965, 1968). Она помогала им выбрать магистральные направления в коррек-ционной работе. С научной же точки зрения в сравнении с уже опубликован-1 ной классификацией В. К. Орфинской это был шаг назад. Принцип система- ] тизации в этой классификации предельно прост и описателен. Группировка I производится в соответствии с тем, какой уровень системы языка у ребенка \ нарушен. Соответственно выделяются следующие виды нарушений формиро-1 вания языковых средств: «фонетическое нарушение речи», «фонетико-фоне- j матическое недоразвитие речи» (ФФНР) и «общее недоразвитие речи» (ОНР).
ГЛАВА •,. < И1 ч .мши НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (ОПЩАЯ .................................. ОПАТОЛОРИЯ1
дополнительной качественной характеристикой состояния речевой системы 1,1 точнее — лексико-грамматической сферы) и фактически показателем тяже-I in отставания в формировании этой сферы языка у детей с ОНР стала треху-I ювневая система оценки развития речи (или недоразвития речи). Из трех первый — самый элементарный, затем идут второй и третий. Как показатель l гепени отставания в речевом развитии эти градации используются до сих пор. Однако реально они «работают» (то есть объективно отражают степень отставания в развитии лексико-грамматической сферы) только в возрастном диапазоне старше 5 лет. Например, у ребенка 5 лет с первым уровнем развития речи состояние расценивается как тяжелое. Однако тот же по качественным показателям уровень у детей в возрасте 2 лет будет являться нормой.
В учебнике «Логопедия» 1999 г. издания представлена несколько дополненная версия психолого-педагогической классификации. Выдел