Систематика нарушений речевого развития
Разработанность, логическая организация систематики в определенной степени отражает зрелость научной дисциплины, глубину познания предмета исследования. На раннем этапе развития логопедии, во второй половине XIX века, из всей массы речевых аномалий были выделены всего две группы — косноязычие и заикание (Ляпидевский С. С, Гриншпун Б. М., 1969). Чуть позже к ним была добавлена идиопатическая слухонемота, названная позже алалией (Coen R., 1988). По существу, этим был заложен прототип большинства будущих классификаций речевых нарушений. В последующих исследованиях описанные группы расстройств были трансформированы в более разветвленную систему категорий.
В истории отечественной логопедии первая, относительно дифференцированная классификация принадлежит М. Е. Хватцеву (1960). В ней выделяются следующие категории речевых расстройств: косноязычие (патологическое и непатологическое), недостатки голоса (хриплый голос, патологическая мутация, фонастения и дисфония), расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная речь и замедленная речь) и расстройства речи на почве органического нарушения коры головного мозга (афазия, алалия, дислексия и дисграфия). В этой классификации впервые производится разделение речевых расстройств на первичные и вторичные. Как видно из структуры и содержания классификации, она может быть отнесена к категории клинических систематик.
Следующей по хронологии является классификация В. К. Орфинской (1963). Она содержит группировку алалий, но в период, относящийся ко времени написания работы, это понятие трактовалось настолько широко, что вмещало большую часть вариантов первичного недоразвития речи. В этой классификации выделялись следующие категории расстройств: первичное недоразвитие языковых систем (моторная и сенсорная алалий), вторичное недоразвитие языковых систем, вызванное недоразвитием словесных и грамматических понятий (моторная синтаксическая и оптическая алалий), вторичное недоразвитие языковых систем, связанное с неполноценностью общих речевых функций (сенсомоторная амнестическая и сенсорная амнестическая алалий).
И 1968 г. Р. Е. Ленина предложила педагогическую классификацию, опта Тельную по своему содержанию и психолого-лингвистическую по принципу построения. В ней весьма упрощенно систематизируются виды нарушении формирования языковых средств: а) несформированность звуковой стороны речи («фонетико-фонематическое недоразвитие» и б) несформироваши» п. Всех языковых средств («общее недоразвитие речи»). Она положила начало принципиально новому подходу к категоризации речевых расстройств, кок. рый одновременно возник и в зарубежной логопедии, получил широкое распространение и активно развивался и совершенствовался. В России, к сожалению, на протяжении почти 30 лет данная систематика, вытеснив все дру| не классификации, практически не претерпела существенных изменений, то ecu, не развивалась. При очевидных недостатках (не учитываются данные клиники, особенности симптоматологии, механизмов и патогенеза) классификации подобного типа имеют и неоспоримое преимущество для практических логопедов: облегчают выбор магистрального направления коррекционной работы на основе системного подхода к развитию речи. Однако на современном этапе развития логопедии сохранение данной классификации в первозданном виде тормозит, по нашему мнению, дальнейшую дифференциацию представлений о недоразвитии речи.
В 1969 г. С. С. Ляпидевский и Б. М. Гриншпун опубликовали несколько модифицированную версию классификации М, Е. Хватцева (Ляпидевский С. С, 1969), а в 1989 г. Б. М. Гриншпун существенно переработал и обновил ее (Логопедия, 1989, 1999). В этой ее версии выделены следующие категории расстройств: 1) расстройства фонационного оформления высказывания (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия); 2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания (афазии и алалий); 3) нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия).
Анализ приведенных классификаций свидетельствует о том, что в них слабо представлены как медицинская, так и психологическая (точнее, патопсихологическая) парадигмы. Это вполне объясняется недостаточной освоенностью именно этих подходов в логопедических исследованиях. Состояния недоразвития речи по существу остались почти вне сферы интересов патопсихологов.
Среди западных классификаций одной из ранних, но уже достаточно диф
ференцированной является систематика, приведенная в руководстве М. Morley
(1957) и доработанная в его последующих изданиях (Morley M., 1972). Прин
цип построения позволяет отнести ее к категории клинико-лингвистических.
В ней выделены следующие рубрики: а) расстройства языка (афазия, алексия,
аграфия, задержки развития речи вследствие умственной отсталости и нару
шений слуха), б) расстройства артикуляции (анартрия, артикуляционная ап-
раксия, дислалия, дефекты артикуляции, обусловленные нарушением слуха и
аномалиями строения зубо-челюстного аппарата), в) расстройства реализации
высказывания (заикание, ускоренная, спотыкающаяся речь) и расстройства
голоса (афония). Наряду с выигрышными сторонами (попытка объединения
лингвистического и клинического принципов категоризации) эта классифи
кация имеет и неудачные моменты — объединение первичных и вторичных
речевых нарушений. ' '
7!
na> -iuiiri/i ii hiiii -i .mi ii iiih i.iii, ninill'ir. ill-(111 Л I M lil III i I i 11' ,\ 11ИI | И Я I'li'l II
В дальнейшем на Западе разработка систематики речевых расстройств у детей шла преимущественно в психолого-лингвистическом направлении. D. Aram, J. Nation (1975) предложили классификацию, в которой выделяются следующие категории нарушений:
□ неспецифический дефицит формулирования и повторения;
□ тотально низкое выполнение всех речевых тестов;
□ дефицит фонологии, понимания, формулирования и повторения; П дефицит понимания;
□ дефицит формулирования и повторения.
Как видно из приведенного перечня «диагностических» категорий, его основа — формально тестологический подход.
В. Wilson и D. Risucci (1986), основываясь на сходных принципах, разделили речевые расстройства на следующие группы:
□ слуховое нарушение смыслового понимания;
П слуховое и зрительное нарушение смыслового понимания;
□ слуховое нарушение смыслового понимания с расстройством слуховой и зрительной кратковременной памяти;
□ экспрессивное и/или рецептивное нарушение;
□ глобальное нарушение речи;
О нарушение слухового запоминания и воспроизведения и О экспрессивное нарушение.
I. Rapin и D. Allen (1988) предложили следующую классификацию нарушений языкового развития: а) фонологически-синтаксический синдром с оральной апраксией или без нее, б) тяжелый экспрессивный синдром с сохранным пониманием речи,-в) вербальная слуховая агнозия, г) аутистический синдром с мутизмом, д) аутистический синдром с эхолалией, е) синдром семантически-прагматических нарушений без аутизма, ж) синдром синтаксически-прагматических нарушений. Коммментарии по поводу данной классификации приведены в главе 5.
Обзор существующих классификаций свидетельствует об известной односторонности большинства из них. Практически ни одна, из них не охватывает клиническую картину в целом с лингвистическими, патопсихологическими и психопатологическими ее компонентами. Это отражает не только таксономические тенденции, но и сложившиеся содержательные представления о предмете систематики — логопатологии детского возраста. На данном этапе развития ее характеризуют междисциплинарная раздробленность и односторонность в подходах к исследованию.