И механизмы формирования функциональных подсистем фсяр в онтогенезе

Формирование семиотической ,

Подсистемы ФСЯР

Модели усвоения языка

Все теории, объясняющие переход от предречевого к речевому этапу разви­тия, то есть процесс овладения детьми языком, можно объединить в две груп­пы: а) нативистские теории и б) теории когнитивного научения, конструкти­вистские теории (мы опускаем описание бихевиористских теорий оперантного научения как способа освоения языка, которые в настоящее время представ­ляют лишь исторический интерес).



II

IS

и механизмы формирования функциональных подсистем фсяр в онтогенезе - student2.ru Kin ил I, .Л mi III mil I'................................... 1 II П Ml H................... |!,!l: I Г Л II 1,1 I'Л I IIII I 11 II II I 1,1 К Л II IT 'III

Натинистскис теориии некотором смысле возникли как возражение бихе­виоризму. Следует признать, что до настоящего времени остается невыяснен­ным вопрос, встававший перед всеми исследователями детской речи. Каким образом ребенок в поразительно короткий срок, без специального, организо­ванного обучения усваивает всю сложную систему правил, заложенных в языке? Сторонник нативизма N. Chomsky и его последователи полагали, что человек имеет врожденные способности к языку. Ребенок рождается уже оснащенным набором операций, способов переработки языковой информации (language processing device). Эта врожденная программа универсальных базовых прин­ципов языка лишь уточняется и дополняется правилами конкретного языка, которые ребенок усваивает в онтогенезе (Chomsky N., 1962, 1980, Greene J., 1976). Сторонники этого направления описывают язык как обособленную, ге­нетически детерминированную систему. Ее структура и некоторые базовые принципы функционирования тоже предетерминированы. Однако экспери­ментальные исследования последних десятилетий не подтвердили основные положения этой теории (Леонтьев А. А., 1969, 1997, Шахнарович А. М., 1990, Slobin D., 1976, Bruner J., 1984). В частности, получено много фактов, свиде­тельствующих, что усвоение языка — активный познавательный процесс, в котором обнаруживаются типовые межиндивидуальные различия. Иначе го­воря, индивидуальные стратегии познания проявляются в существовании разных путей освоения языка, используемых детьми. Тем не менее некоторые закономерности, обнаруженные в исследованиях этого направления, нашли применение и в других моделях усвоения языка. Например, это относится к «гипотезе модулярности» в организации функциональной системы языка, ко­торая подтверждается во многих клинических наблюдениях и эксперименталь­ных данных. Отправной точкой разработки этой гипотезы были положения, сформулированные в теории усвоения языка N. Chomsky. Дальнейшее разви­тие эта гипотеза получила в работах (Gardner Н., 1985, Grodzinsky Y., 1986). Согласно этой гипотезе, отдельные подсистемы языка (фонологическая, лек­сическая, синтаксическая, морфологическая) автономны в своем развитии и имеют различное церебральное обеспечение. Каждая из таких подсистем пред­ставляет собой как бы самостоятельный модуль. Это позволяет объяснить многочисленные примеры диссоциации между уровнем развития или степе­нью дисфункции в патологии разных уровней языковой системы (фонологи­ческим, синтаксическим, морфологическим).

Общей чертой когнитивных, конструктивистских теорийявляется представ­ление, что природа языковых способностей — прямое продолжение когнитив­ных способностей и построена на тех же закономерностях (Piaget J., 1967,1994, Slobin D., 1976, Bruner J., 1984,.Bates E., Bretherton I., Snyder L., 1988, Bates E., Thai D., Marchman V., 1991). Согласно этой позиции, ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, устанавливает связи между предметной и социальной ситуацией, с одной стороны, и речевыми тек­стами, регулярно сопровождающими ее — с другой. Впоследствии эти глобаль­ные связи структурируются, дифференцируются. Соотнося меняющиеся тек­сты с меняющейся ситуацией, ребенок вычленяет элементы высказывания сначала по семантическому принципу (топик—коммент), а затем по семиоти-,

1.2. ОВЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНД' Hi щщ ч" иг и ,.,,,,., ,..........................................

ческому, грамматическому принципу (субъект-предикат-объект). Пи ОСНОВА нии этого опыта ребенок строит гипотезы о структуре языка, его ЗйКОНОМвр ностях; формируя собственные высказывания, проверяет эти гипотезы. Есть много оснований полагать, что «„детский язык" — это не вторичное явление по отношению к взрослому языку. У ребенка в процессе речевого развития фор мируется в сознании последовательно несколько «„зыковых систем", каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Детская речь это вполне самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением. Средства ЭТОЙ деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов» (Аху-тинаТ. В., Горелов И. Н., Залевская А. А., 1985, с. 179). В силу ограниченности своих семиотических способностей ребенок на ранних этапах речевого онто­генеза строит свой, упрощенный вариант языковой системы, от которого че­рез серию промежуточных стадий переходит к нормативному языку (Bates E., Bretherton I., Snyder L., 1988).



Наши рекомендации