Конфликтологическая культура педагога
В своем исследовании под конфликтологической культурой учителя мы понимаем усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде.
В современной научной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конструктивным называется такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами.
Мы считаем, что профессиональная конфликтологическая культура учителя, характеризуется не только владением навыков профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде, но и формированием конфликтологической компетентности у учащихся.
Развитие конфликтологической культуры учителя предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок. Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста
В отличие от конфликтологической компетентности, направленной на управление конкретными конфликтами, конфликтологическая культура личности ориентированна на широкий круг проблем и противоречий и их творческой разрешение.
Информационный блок
структура и динамика конфликтной ситуации, конфликта;
типология и виды конфликтных ситуаций, конфликтов;
типология оппонентов и «трудных» людей;
мотивация конфликта;
конфликтогенность (саногенное мышление, знание о природе конфликтных эмоций, ценностные ориентации);
стили конфликтного поведения и их применимость в различных ситуациях; способы и приемы разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов;
технологии предупреждения, управления, разрешения конфликта;
Аксиологический блок
В интеллектуальной сфере – гибкость ума;
В эмоциональной сфере -адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями,
В волевой сфере – терпение и владение собой в профессиональном общении, настойчивость в достижении конфликтных целей,
В сфере саморегуляции – свобода выбора целей конфликтологической деятельности и средств их достижения; осознанность их выбора;
В экзистенциональной сфере– свобода в проявлении себя как индивидуальности в профессиональной деятельности, стремление к самоактуализации, саморазвитию
Блок личностных качеств
справедливость
ответственность
социальность (нравственность, гуманизм, соответствие нормам человеческого общежития)
адекватность (конгруэнтность,оптимальность контактов, гармоничность самовыражения, диалектичность сознания и социальная гибкость)
зрелость (способность к честным, открытым, взаимовыгодным отношениям)
Педагогика фасилитации
Фасилитация:
Под педагогической фасилитацией понимают механизм помощи, повышения скорости и продуктивности образовательной деятельности, основанный на признании субъектности участников образования.
Фасилитация противопоставляется принципу формирования, который в свою очередь основан на признании ребенка, ученика, воспитанника объектом педагогического воздействия.
Важнейшим механизмом фасилитации являются диалоговое общение, использующее технику активного слушания и адекватного говорения.
Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении конфликтов.
Техники активного слушания:
– Безмолвное слушание, дополненное невербальными знаками внимания, позволяет показать собеседнику заинтересованность разговором, поощрить его к продолжению общения.
– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.
– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но сохраняя его точку зрения) обеспечивает по возможности более точное понимание смысла сказанного.
– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет установить обратную связь и показать, что чувства другого человека понятны и важны.
Это требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии, сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его интересов и чувств) и вносит в общение теплоту и доброжелательность.
– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой соглашения, выражения общей с оппонентом позиции.