Конфликтологическая культура педагога

В своем исследовании под конфликтологической культурой учителя мы понимаем усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде.

В современной научной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конструктивным называется такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами.

Мы считаем, что профессиональная конфликтологическая культура учителя, характеризуется не только владением навыков профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде, но и формированием конфликтологической компетентности у учащихся.

Развитие конфликтологической культуры учителя предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок. Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста

В отличие от конфликтологической компетентности, направленной на управление конкретными конфликтами, конфликтологическая культура личности ориентированна на широкий круг проблем и противоречий и их творческой разрешение.

Информационный блок

— структура и динамика конфликтной ситуации, конфликта;

— типология и виды конфликтных ситуаций, конфликтов;

— типология оппонентов и «трудных» людей;

— мотивация конфликта;

— конфликтогенность (саногенное мышление, знание о природе конфликтных эмоций, ценностные ориентации);

— стили конфликтного поведения и их применимость в различных ситуациях; способы и приемы разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов;

— технологии предупреждения, управления, разрешения конфликта;

Аксиологический блок

В интеллектуальной сфере – гибкость ума;

В эмоциональной сфере -адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями,

В волевой сфере – терпение и владение собой в профессиональном общении, настойчивость в достижении конфликтных целей,

В сфере саморегуляции – свобода выбора целей конфликтологической деятельности и средств их достижения; осознанность их выбора;

В экзистенциональной сфере– свобода в проявлении себя как индивидуальности в профессиональной деятельности, стремление к самоактуализации, саморазвитию

Блок личностных качеств

— справедливость

— ответственность

— социальность (нравственность, гуманизм, соответствие нормам человеческого общежития)

— адекватность (конгруэнтность,оптимальность контактов, гармоничность самовыражения, диалектичность сознания и социальная гибкость)

— зрелость (способность к честным, открытым, взаимовыгодным отношениям)

Педагогика фасилитации

Фасилитация:

Под педагогической фасилитацией понимают механизм помощи, повышения скорости и продуктивности образовательной деятельности, основанный на признании субъектности участников образования.

Фасилитация противопоставляется принципу формирования, который в свою очередь основан на признании ребенка, ученика, воспитанника объектом педагогического воздействия.

Важнейшим механизмом фасилитации являются диалоговое общение, использующее технику активного слушания и адекватного говорения.

Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении конфликтов.

Техники активного слушания:

– Безмолвное слушание, дополненное невербальными знаками внимания, позволяет показать собеседнику заинтересованность разговором, поощрить его к продолжению общения.

– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.

– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но сохраняя его точку зрения) обеспечивает по возможности более точное понимание смысла сказанного.

– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет установить обратную связь и показать, что чувства другого человека понятны и важны.

Это требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии, сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его интересов и чувств) и вносит в общение теплоту и доброжелательность.

– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой соглашения, выражения общей с оппонентом позиции.

Наши рекомендации