Характер связей разноуровневых свойств.
Истоки сегодняшнего представления о целостной индивидуальности мы обнаруживаем в трудах С.Л. Рубинштейна. Разработанный им принцип детерминизма психического позволяет рассматривать «совокупность внутренних условий» или целостную индивидуальность в многоаспектных качествах, в плане соотношения внешнего и внутреннего, всеобщего, особенного и единичного, а также в ракурсе общепсихологических проблем психологии развития и т.д. Основополагающим принципом построения целостной индивидуальности выступают у С.Л. Рубинштейна взаимосвязь, логическое соединение частей в целое. Так, он писал, что «хотя в личность включается и тело человека и его сознание, никак не приходится говорить о физической личности и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях между физической и духовной стороной личности. Физическое и духовное — это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи» [4; 242]. Части целого понимались автором не как равноправные образования, а как подчиненные определенной субординации. Короче говоря, целостная индивидуальность в трактовке С.Л. Рубинштейна насыщалась разноуровневыми свойствами, представляющими собой одновременно сплав биологического и социального.
Нужно упомянуть и о концепции «синтетического человекознания», разработанной известным советским психологом Б.Г. Ананьевым. В рамках этой области знания он предлагал объединить достижения всех наук о человеке – как индивиде, личности, индивидуальности и субъекте деятельности.
Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью. Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека.[2][3] Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» — ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определённая работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.Б.Г.Ананьев - индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого.
Ананьев выделял два аспекта индивидуальности: биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства; теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития.
Системное новообразование
В.С.Мерлин - основываясь на системном подходе автор определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня:
систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства);
систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности);
систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).
Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В.М. Русалов.Индивидуальность человека -система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Две совокупности свойств: биологические и психологические (биологическая система человека характеризуется иерархическим строением, к высшему уровню которого принадлежат структурные и функциональные свойства НС, играющие наиболее важную роль в формировании формальных свойств). Индивидуальная психика включает традиционные психологические образования, являющиеся интегральными системными качествами: темперамент, интеллект, характер; причем в двух последних образованиях выделяется формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры. Формальные свойства разбиваются на 2 класса:формально-динамические (силовые и энергетические) формально-программные (стратегия поведения).
Субъектный подход
Оригинальный субъектно-объектный подход к индивидуальности предлагает А.В. Брушлинский. Он считает, что «внутри бытия субъект и объект — это всегда единая нераздельная система, они соотносительны и не существуют друг без друга» [10; 3]. Человек как субъект выступает у него преобразователем мира и создателем материальных и духовных ценностей общества, человек как объект — носителем и участником сложившихся общественных отношений. Субъектом человек не рождается, а становится благодаря изначально присущей ему активности в деятельности и общении. Активность человека как субъекта определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых качеств в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного»
На сегодняшний день наиболее адекватной стратегией исследования индивидуальности является использование принципов системного подхода. В рамках системного подхода изучаются, как правило, развивающиеся целостности, при этом изучаемые явления рассматриваются как полисистемные. Данный подход открывает возможность изучения условий развития субъекта в его взаимосвязи с другими системными образованиями.
34. Личность как саморазвивающаяся система (гуманистический и экзистенциальный подходы).
Гуманисты. Это течение начало развиваться в 30-е гг. XX в. и получило свое наибольшее развитие в 50-60-е гг. Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо к защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы.Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я»клиента и спониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности — единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний. А. Маслоу. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе». По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека.
Экзистенциальная психологияпридерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом. Франкл:
Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализоватьсуществующий во внешнем миресмысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств является воля к смыслу. Угнетение же этой потребности, которое Франкл называл экзистенциальной фрустрацией, является частой причиной психических и невротических расстройств личности — ноогенных расстройств. Логотерапия призвана помогать человеку сделать жизнь — своё прошлое, настоящее, будущее — более осмысленными, тем самым избавляя его от невроза, порождаемого часто чувством бессмыслицы. Метод позволяет провести детальную инвентаризацию жизни клиента. После каждого шага происходит обсуждение результатов с терапевтом. Это позволяет выработать навык чаще смотреть на свою жизнь, как бы оценивая её со стороны. Цикл полноценногологоанализа продолжается в среднем около 1,5 лет. В Логоанализе для работы используются две основные процедуры: 1. Расширение поля сознания (сознательного знания). 2. Стимулирование творческого воображения.
Предпосылки Логоанализа:
1. Всегда существуют ответы, даже если они сейчас не видны.
2. Эти ответы заключены в нас самих. Это глубокие духовные инсайты.
3. Способ открытия этих ответов - глубокий проникающий взгляд на собственную жизнь (т. наз. инвентаризация) и стимулирование творческого воображения.
Р.Мэй. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас. В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится.Задумываясь о коренных отличиях между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам. Многим людям, полагал он, недостает храбрости встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что они жертвуют большей частью своей свободы и пытаются уйти от ответственности, заявляя об изначальной несвободе своих действий.Не желая делать выбор, они теряют способность видеть себя такими, какие они есть на самом деле, и проникаются чувством собственной незначительности и отчужденности от мира.Здоровыеже люди, напротив, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегаютсвою свободуиживут подлинной жизнью, честной по отношению к себе и другим. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.
Ялом полагал, прежде всего, что для КАЖДОГО пациента должна изобретаться НОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой "новой" терапии служит терапия, построенная на МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС" пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях. Большое место отводится преодолению экзистенционального страха смерти: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения».