Критерии (стандарты оценки теорий личности).

• Полнота (объяснняет больше всего известных фактов)

• Эвристическая ценность (ведет исследователей к новым важным открытиям)

• Проверяемость(делает точные предсказания, которые могут быть проверены эмпирически)

• Экономичность (содержит меньше исходных посылок или предположений )

более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных

• Сочетаемость (соотносимо с известными данными из других областей, может быть "скоординировано" с другими отраслями научного знания)

А также:

• Внутренняя согласованность

теория должна быть свободна от внутренних противоречий

• Широта охвата

Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется

• Функциональная значимость

Теория должна также помогать людям решать их проблемы.

21. Личность в системе интегральногочеловекознания (Б.Г.Ананьев). Специфика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Личность– это человек, взятый в системе таких его характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность– понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Наряду с понятием «человек», «личность» нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность».

Отличия:

«Человек»- совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.

«Индивид» – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и других.

«Индивидуальность» – оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

В структуру личностиобычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Личностью не рождаются. Она формируется, выражается и осуществляется в деятельности.

Психологические характеристики личности: 1. устойчивость свойств личности; 2. единство личности, т.е. ее целостность; 3.активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада.

Индивид.Первичные свойства: 1. возрастно-половые (стадии онтогенеза + половой диморфизм), 2. индивидуально-типические: конституциональные особенности (телосложение + биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, функциональная геометрия (симметрия-асимметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов). Первичные свойства существуют на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровне, за исключением нейродинамики и билатерального регулирования. Взаимодействие (1) и (2) определяют вторичные свойства:3. динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических); 4. структуру органических потребностей. Высшая интеграция всех свойств достигается в темпераменте и задатках.

Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция, которая идет по филогенетической программе, но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. Развитие идет неравномерно и гетерохронно.На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания, образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида.

Личность.Первичные свойства:1. статус личности в обществе + активная позиция человека, статус общности, в которой формировалась личность; 2. система общественных функций-ролей, система целей и ценностных ориентаций. Первичные свойства определяют вторичные: 3. мотивация поведения; 4. структура общественного поведения.

Форма развития личности – жизненный путь человека в обществе, личность конкретно-исторична, она продукт своей эпохи, современница и участница событий.Статус личности преимущественно связан со статусом семьи, но постепенно собственный статус человека может отдалиться от статуса семьи. Статус личности задан системой общественных отношений и социальных образований, объективно определяющих место личности в социальной структуре.Активная позиция личности – система отношений, установок мотивов, проявляющаяся в комплексе функций-ролей, целях и ценностях.Вершина личности – характер, который формируется путем перехода отношений в черты, т.е. характер – психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле.

Процесс ранней социализации индивида (2-3 года жизни наиболее интенсивно). Она всегда моложе индивида. Он становится субъектом познания. Тут уже субъект деятельности.

Субъект деятельностиобразуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующим предмету и средствам деятельности. Объединяет всемирно-исторический опыт человечества. Переход от игры к труду.Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность.Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие — преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.Индивидуальностьчеловек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность. Индивидуальность— это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный харак­тер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Ананьев выделял два аспекта индивидуальности: биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства; теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития

Индивидуальность – единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида.

Индивидуальность – это одновременно открытая (общественной жизни, географической и искусственной среде обитания) и замкнутая(вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств личности, субъекта деятельности, индивида) система. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она всегда представляет собой определенную гармонию частей, обладает своей формой и относительной устойчивостью системы. Внутренний мир человека «работает» и мера напряженности этой работы (выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатстваиндивидуальности, а эффект работы внутреннего мира проявляется как продукты творчества через экстериоризацию.

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) – выдающийся отечественный психолог, основатель СПб школы психологии, первый декан ф-та психологии СПбГУ.

Он выделял следующие подструктурычеловека:

1. Индивид (биологическая).

2. Личность (социальная).

3. Субъект деятельности (профессиональная).

4. Индивидуальность (интегральная).

Естественныйиндивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Продукт биологической эволюции, представитель вида Homosapiens.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Комплекс социальных групп составляет микросреду, через которую личность взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. Характеристики личности в различных социальных группах, членом которых она является, подвижны и противоречивы. Толкование соотнесенности понятий «личность-человек» В. П. Тугаринова: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства». Социальное положение индивида – его место в определенной конкретной социальной структуре. Изучение личности начинается с определения ее статуса. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Существуют потребности человека в людях, в человеческих связях. Личность в узком смысле слова – человек как я сам. Личность в широком смысле – определенная структура обладания собственностью. В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой является совокупность общественных отношений. Процесс «социализации индивида» - становление личности.

Субъект деятельности, производящий материальные или духовные ценности, отличен от субъекта поведения в общем смысле этого слова. Определение субъекта деятельности вне исторически сложившейся формы предметной деятельности невозможно. Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе развития которого возникли все другие формы ее, включая игру и учение. Труд как производство материальной жизни общества имеет универсальное значение. Комплекс наук, изучающих человека как субъекта, весьма сложен и разнороден. Он видоизменяется в зависимости от объективных характеристик той деятельности, которая является предметом исследования.

Индивидуальность – единичный конкретный человек, действующий как субъект деятельности и личность, в структуре которых функционирует индивид. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комлпексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду нужно стать личностью. Сложные субординационные связи: индивид®личность®индивидуальность. Теория человеческой индивидуальности может быть построена только в системе синтетическогочеловекознания.

Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе.

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Многообразие подходов современной науки к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего:

y как видHomosapiens и индивид,

y как человечество в его историческом существовании и личность,

y как субъект и индивидуальность.

Между всеми этими характеристиками человека существует много взаимосвязей. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческого развития. Человек как субъект познания – не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга – субъекта сознания.

Человек как индивид
Человечество как историяобщества
Личность
Человек как вид
История
Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути
Субъект деятельности
Индивидуальность

Наши рекомендации