Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.
Эмпирические характеристики характера: полнота – разнообразие черт, свойств
цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств уравновешенность выраженность – может доходить до акцентуации оригинальность, самобытность интегративность – характер это всегда структура социальность – характер всегда проявляется в поведении автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго мотивационный компонент - характер это всегда отношение волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента
Классификация черт характера Ананьева:
1. Коммуникативные
Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружющими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей. 2. Предметно-действенные («деловые»)Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. 3. Система отношений личности к самой себеОна формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям
Классификация акцентуаций у подростков по Личко:
• Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); Астеноневротический(этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью);Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий); Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие); Истероидный(главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе); Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы);Конформный(бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).
Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):
• Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);
• Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);
• Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);
• Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);
• Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);
• Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);
• Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);
• Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);
• Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);
• Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);
• Экстравертированный (отличается высокой контактностью);
• Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).
Способности - такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности (Б.М.Теплов).Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей,Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).Способности и Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. (Теплов)2 вида общей одаренности:
1) интеллектуальная
2) творческая (креативность)
Природа способностей.
1. - Одна из распространенных точек зрения ведет историю от Платона- утверждали, что способности биологически обусловлены и зависит от унаследованных хар-ик.
2. Франц Галль-френология- степень развития способностей зависит от величины соответствующих частей мозга.
3. Френсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюц теории Дарвина – совершенствование человеческой природы возможно лишь благодаря выведению на основе законов наследственности расы особо одаренных
4. - Другая точка зрения- особенности психики определяются только качеством воспитания и обучения.
5. Американский ученый Уишби утверждал, что у каждого человека можно сформировать любые способности в детстве, в зависимости от того, какая программа интеллектуальной деятельности была заложена.
6. - Подход отечественных психологов к способностям – способности по своей природе биосоциальны
7. Рубинштейн С.Л. задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.Задатки – анатомо-физиологические особенности:наследственные – от родителей b врожденные – сформированные во внутриутробном развитии /Структура способностей: общие интеллект вербальные арифметически обучаемость специальные креативностьРубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним. Внутренние условия развития способностей: интерес и склонность определенной сфере деятельности профессиональные знания потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей целеустремленность, готовность преодолению трудностей на пути достижения цели
Внешние условия (действуют только через внутренние):
самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность
недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнениядеятельности
+Л.С.Выготск и метод определения зоны ближайшего развития).
Специальные способности принято разделять по двум основаниям:
a) видам психических функций (моторные, сенсорные)
b) по видам деятельности (технические, профессиональные)
МОТИВАЦИЯ
Мотивационная сфера личности.
М.С.Л.- вся совпкупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе.
Маслоу: Основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду, иерархию.
1. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.), многие из которыех, хотя и не все подчиняются принципу гомеостаза.
2. Следующий уровень- потребность в безопасности, т.е. нужда в порядке и устойчивости.
3. Аффилиативныепотребности-потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.
4. Потребность в уважении, престиже.
5. Потребность в самовыражении, проявлении своих возможностей, творчестве, самоактуализации.
Маслоу полагал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека..
Потребность объективна, мотив – субъективен.
Ломов: В мотивационной сфере личности отражаются так или иначе и ее индивидуальные и общественные потребности. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Включаясь в каждую новую общность, личность усваивает ее потребности и интересы, что порождает новые мотивы и так или иначе трансформирует всю мотивационную сферу.
Ковалев:
1. Ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится личность.
2. Мотивы, связанные с деятельностью.
3. Мотивы, связанные с жизнью в коллективе, членом которого человек является.
4. Мотивы, относящиеся к обществу в целом.
Являясь опосредованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая калька. Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжениеХарактеристики потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание потребности.
(Мясищев).Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность – система доминирующих мотивов
Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).
Теориимотивов:
· Маслоу – иерархияпотребностей.
· Рубинштейн – потребности, интересы, идеал.
· Ломов – базовые, производные, высшие.
· Кеттел – факторная структура мотивации (аттитюды, эрги).