Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Вариант 2.
Понятие личностьуказывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений.
По Ананьеву личность есть общественный индивид, субъект и объект исторического процесса,современница определенной эпохи (и это определяет множество ее социально-психологических свойств).
Культура влияет на социальную жизнь индивидов и общностей:
• через социализацию и формирование отдельной личности;
• через создание и введение ценностей;
• через образцы деятельности и образцы поведения;
• через создание моделей институтов и социальных систем.
Схема присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта
Социализация
• Процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающейся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках.
• Те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни.
• Учат его пониманию культуры.
• Поведению в коллективах.
• Утверждению себя.
• И выполнению различных социальных ролей.
Воспитание
• Целенаправленное формирование личности, осуществляемое в рамках отношений воспитания согласно принятому в группе идеалу воспитания.
Личность-общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
В характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Биографические исследования личности, её жизненного пути и творчества есть ряд исторического исследования в любой области знаний.
Понятие личности указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку, как совокупность общественных отношений.
Создание собственной среды благоприятной для развития требует многих лет напряженной деятельности человека во многих социальных ситуациях.
С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус, преемственно связанный со статусом семьи. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса, сохраняя при этом наиболее ценные традиции.
Положение личности в обществе определяется системой её прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности.
Многообразные позиции личности, сочетающие объективные и субъективные её характеристики строятся на основе её статуса, но могут его преобразовывать или напротив закрепить в зависимости от эффектов деятельности.
Научные исследования статуса личности должны включать изучение реального экономического положения, политически-правового положения как определённого баланса прав и обязанностей, трудовой профессиональной характеристики, образовательного статуса, положении семьи данного человека и положение личности в своей семье.
Осознание статуса, как и осознание бытия, невозможно вне и бездеятельности человека, без практического отношения его к бытию.Многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности.
Деятельность осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписываемой этой ролью - общественной функцией человека в данной ситуации.
Изучение личности начинается с определения её статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупный эффект социальных ситуаций развития, как объект воздействия различных соц. структур и исторических процессов.
Введение в психологию личности означает прежде всего, что объединение психических явлений происходят из реального бытия человека как материального существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному человеку (С.Л. Рубинштейн).
Личность как общественный индивид всегда восполняет определенную совокупность общественных функций.
Ранг личности, её масштаб и роль в классовом обществе определяется множеством факторов,нередко не имеющих никакого отношения к продуктивности основных видов деятельности.
Личность, в широком смысле, слова есть определенная структура обладания собственностью, как традиционно утверждают буржуазные мыслители. Допускаемое, однако, расширение границ личности, путем присвоения ею не только материальных, но и духовных ценностей, не только вещей, но и связей, ассимиляция не только ближайшей сферы, но и духовных накоплений человеческой истории.
Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств. Субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. Личность - совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе, в структуре определённой в общественно-экономической формации.
Т.о., субъект - всегда личность, а личность-субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, т.к. помимо различий самих характеристик деятельности и отношения, существуют ещё различия в принадлежности этих характеристик к более общим структурам.
Системная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью составляет важную характеристику социального развития личности.
В процессе совместной деятельности происходит сближение индивидуальных свойств.
Все характеристики личности составляют существенные моменты её внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоения производства ценностей жизни и культуры.
Отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей сути - ценности окружающей его общественной жизни.
Современная психология все более глубоко проникает в связь существующую между интер-индивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность и интра-индивидуальной структурой самой личности.
Определенные связи между интер и интра индивидуальными структурами обнаруживаются во многих других состояниях психофизической напряженности личности.
К субъективным факторам динамики поведения человека относится структура личности, оказывающая влияние на состояние личности, динамику её поведения, процессы деятельности и все виды общения.
Структура личности постепенно складывается в процессе её социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека.
В любом из факторов определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека.
Определённый комплекс коррелируемых свойств индивида входит в структуру личности.
В.Н. Мясищевединство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности, предложенная К.К. Платоновымподразумевает, что эта структура образуется взаимодействием четырех сторон.
1. Биологически обусловленных особенностей личности.
2. Особенностей её отдельных психических процессов.
3. Уровня подготовленности(опыт личности).
4. Социально обусловленных качеств личности.
Они взаимодействуют между собой, однако ведущее влияние все остается за социальной стороной личности – её мировоззрения и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
МОТИВАЦИЯ
Мотивационная сфера личности.
М.С.Л.- вся совпкупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы. Смена этих мотивов происходит только при существенных изменениях условий жизни личности и ее жизнедеятельности в обществе.
Маслоу: Основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду, иерархию.
1. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.), многие из которыех, хотя и не все подчиняются принципу гомеостаза.
2. Следующий уровень- потребность в безопасности, т.е. нужда в порядке и устойчивости.
3. Аффилиативныепотребности-потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.
4. Потребность в уважении, престиже.
5. Потребность в самовыражении, проявлении своих возможностей, творчестве, самоактуализации.
Маслоу полагал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека..
Потребность объективна, мотив – субъективен.
Ломов: В мотивационной сфере личности отражаются так или иначе и ее индивидуальные и общественные потребности. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Включаясь в каждую новую общность, личность усваивает ее потребности и интересы, что порождает новые мотивы и так или иначе трансформирует всю мотивационную сферу.
Ковалев:
1. Ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится личность.
2. Мотивы, связанные с деятельностью.
3. Мотивы, связанные с жизнью в коллективе, членом которого человек является.
4. Мотивы, относящиеся к обществу в целом.
Являясь опосредованным системой общественных отношений отражением потребности, мотив не есть ее простая калька. Потребности – исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжениеХарактеристики потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание потребности.
(Мясищев).Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность – система доминирующих мотивов
Мотив является компонентом мотивационной сферы личности (МСЛ).
Теориимотивов:
· Маслоу – иерархияпотребностей.
· Рубинштейн – потребности, интересы, идеал.
· Ломов – базовые, производные, высшие.
· Кеттел – факторная структура мотивации (аттитюды, эрги).
Вариант 2.
Г. У. Оллпорт (1897—1967) выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамках разделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление о личности.
Так, для юриста главный атрибутом личности будет ответственность за совершенные деяния, для теолога — то, насколько конкретный человек способен воплотить божественный замысел, для социолога — те функции, которые люди выполняют в общественных процессах.
Неоднородность психологического знания, но есть и сходства:
1. всех людей объединяет нечто общее, то, что можно назвать «сущностью человека»,
2. каждый человек по-своему, более или менее удачно, реализует свою «сущность»,
3. можно описать наиболее типичные способы функционирования личности.
Отличие от других дисциплин - постулат о динамическом характере личности.
Полипарадигмальный характер современной психологии не позволяет нам с уверенностью сказать, какая из теорий личности «верная». Каждая теория охватывает свой аспект. Исходя из этого: Личность — это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве.
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности, и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа «человека самореализующегося» и положений гуманистической психологии, в третьей — окажется необходимым использовать представления о «человеке активном».
Классификации по разным критериям:
• представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности).
• как минимум четыре различные позиции относительно «природы человека»:
1) человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае - конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причем в интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке;
2) человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Однако допускается, что можно построить идеальное общество, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенциально присущих ему свойств;
3) человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера;
4) человек по природе нейтрален. Он tabularasa, которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.
Классификации теории личности можно разделить на четыре основных типа:
1) гомеостатические, ориентированные на конфликт (Фрейд);
2) гомеостатические, ориентированные на согласие (бихевиоральный и когнитивный подходы);
3) гетеростатические, ориентированные на конфликт;
4) гетеростатические, ориентированные на согласие.
Гомеостатические теории, ориентированные на кофликт, предполагают, что наличие конфликта является «бременем» человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактовки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером являются теории, рассматривающие личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью адаптации к нему.
В теориях гетеростатического типа акцент делается на самодетерминации усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие теории признают естественной сущностью личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»), но могут включать в себя и представления о различных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентированные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно «незавершенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а ориентированные на конфликт возлагают ответственность за проект развития и исход его реализации исключительно на самого человека.
Критерии оценки и сравнения теории личности. Требования к общепсихологической теории личности.
Понятие личности.
Научное понятие личности гораздо сложнее и многообразнее. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно.
Гордон Олпорт считал, что личность – внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром.
Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность – результат такого кризиса.
Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.
РаймондКеттелсчитал, что личность - это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами.
Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.
Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:
1. Важнейшее значение имеют индивидуальные различия или индивидуальность. Личность – комплекс определенных качеств, отличающих одного человека от другого.
2. В большинстве теорий личность предстает в виде организованной структуры. При этом, наблюдаемое поведение рассматривается как организованное личностью, т.е. личность – абстракция, формирующаяся в результате наблюдения за поведением.
3. Большинство теорий рассматривает личность не как статичный феномен, а во взаимосвязи с жизненным опытом и перспективами развития.
4. В большинстве определений личность рассматривается в свете тех характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.
Компоненты теории личности:
1) Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, описывающие относительно неизменные характеристики, которые индивид демонстрирует в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль «кирпичей» человеческой психики. Эти кирпичики – то же самое, что атомы в физике или клетки в биологии.
Для объяснения природы человеческой психики персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция «черт личности». В системе черт личность описывали Гордон Олпорт, РеймондКеттелл и Ганс Айзенк. Они считали, что структуру личности лучше всего описывать в терминах базовых качеств, определяющих поведение.
2) Мотивация. Любая теория личности должна объяснять, почему человек поступает определенным образом, т.е. процессуальные аспекты функционирования индивида.
Существует несколько теорий мотивации. Так называемая редукционистская теория мотивации предложенная Фрейдом, предполагает, что поведение человека обусловлено желанием снизить напряжение, вызванное биогенными (инстинктоидными) потребностями человека. Этот механизм, по Фрейду объясняет все формы поведения – от сексуального до творческого.
Маслоу полагал, что в какие-то моменты индивидом движет дефицит потребности и он стремиться снизить напряжение. В другое время человеком движут возрастающие потребности и он стремиться усилить напряжение, используя его саморазвития.
3) Развитие личности. Поскольку личность рассматривается как набор стабильных, длительно существующих характеристик, то важно знать, как эти характеристики зарождаются и развиваются. Концепции развития обращают внимание на то, как мотивации поведения меняются от младенчества к зрелости, а затем в старости.
Таким образом, теория личности обязательно должна объяснить развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.
4) Психопатология. Этот компонент теории личности должен объяснять, почему некоторые люди не в состоянии присоединиться к требованиям общества и эффективно функционировать. Центральной темой этого компонента личности является этиология психических нарушений, т.е. объяснение причин ненормального поведения.
5) Психическое здоровье. В большинстве теорий личности ставится вопрос о том, из чего складывается понятие здорового образа жизни.
6) Терапевтическое воздействие на личность. Во многих теориях личности подробно разработаны клинические или консультативные аспекты. Их различия определяются в первую очередь различиями взглядов их авторов на структуру психического и принципы его работы.
Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.
Асимметрия головного мозга.
По Павлову Мыслители (левое) –логика, рационально-логическое мышление, аналитическое, мало эмоциональность.
Художники (правое) эмоциональны и интуитивны. Ни одно из полушарий не может полностью доминировать.
Нейродинамика
3 св-ва:
1. Сила возбуждения и торможения. Способность удерживать длительное возбуждение, не переходя в охранное торможение. Торможение это способность удерживать себя от каких то реакций.
2. Уравновешенность.
3. Подвижность характеризует динамические параметры нервной системы. Переход с одного знака на другой.
Эти свойства можно измерять с помощью условных рефлексов.
Эти 3 свойства образуют 4 типа внд:
1. Сильный, уравновешенный подвижный
2. Сильный, уравновешенный инертный
3. Сильный, неуравновешенный
4. Слабый
Свойства Н.С. по Теплову и Небылицыну
1. Сила н.с. находится в обратной зависимости с чувствительностью.
2. Подвижность.
3. Динамичность (количество сочетаний, необходимых для формирования..).
4. Лабильность. Скорость возникновения и прекращения реакции. Лабильность и ригидность измеряют критической частотой мельканий.
5. Активированность.
6. Концентрированность.
Исходя из торможения и возбуждения мы можем получить не 4, а 8 типов свойств Н.С.
Например, подвижность по возбуждению и торможению.
Проблема парциальности свойств Н.С.
Гипотеза Небылицына о том, что существуют основные свойства Н.С., но их надо искать в другой системе, не ванализаторной, а в моторных зонах коры Г.М.(лобные доли).
В ЭЭГ делать отведения от моторных зон лобно-ретикулярные и лобно-лимбические зоны.
Русаловговорил,что можно делать отведения от всего Г.М. Эти отведения референтные показатели.
Сенсорно-перцептивная организация.
Взаимодействие модальности восприятия пространства и времени
Модальности бывают. Слух, зрение, кинестезия. Проблемы во взаимотношениях людей из-за того, что люди находятся в разных модальностях. Один визуал, другой кинестетик.
Значит надо перейти на другую анализаторную систему.
Теории
Кречмер, Шелдон - конституциональные теории темперамента. Распределение людей по типам темперамента в соответствие с строением тела - эмпирически метод.
Рубинштейн.
Ананьев ввёл термин функциональная ассиметрияг.м. (характеристика распределения психических функций между правым и левым полушарием г.м).
Теплов, Небылицин - изучение типологии свойств н.с.
· Подвижность (смена возбуждения и торможения), переделка навыка.
· Лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов, как быстро переключается из подвижности в торможение).
· Сила, подвижность, лабильность по возбуждению и по торможению отдельно (как быстро может начаться реакция организма?).
· Уравновешенность по каждому параметру.
· Динамичность н.с. (способность к научению, на сколько мозговые структуры адекватно реагируют на получение нового опыта).
· Парциальные свойства н.с. (у разных анализаторов есть свои особенности). Все свойства могут быть выражены по-разному в зависимости от анализатора.
В.М. Русалов. Формально динамические свойства индивидуальности.
· Эргичность - степень интенсивности взаимодействия со средой.
· Пластичность - скорость переключения программ.
· Психический темп - с каким темпом программа выполняется.
· Эмоциональность - способность различать несовпадения задуманного и реализованного (согласованность результата с задуманным).
Чистые типы составляют около 25% всей популяции. Неопределенный тип - 25%.
Нейротизм - эмоциональная нестабильность.
Юнг. Психосоматические типы (ввел понятия экстраверсия и интроверсия).Юнг делил на экстраверсию и интроверсию и по функциям: мышление, эмоции, ощущение и интуиция итого 8 типов.
По Юнгу э. и и. - это 2 полярных мира. По Айзенку можно быть немного экстравертом.
М.Брикс (МБТА) тест на основании юнгианских типов.
По мнению Мерлин мерять темперамент по опроснику нельзя, только по физ. показателям (ЭЭГ, КГР.Скорость реакции на какой-то стимул).
Характеристики темперамента:
1. Эмоциональнаявозбудимость. Латентный период реагирования (время пока думаем).
2. Возбудимость внимания.
3. Сила эмоций.
4. Тревожность.
Тревожность как свойство темперамента измеряем КГР, а как личности опросником.
5. Импульсивность (личностная и темпераментная).
6. Активность волевой целенаправленной деятельности.
7. Пластичность.
8. Резистентность (сопротивление внешним и внутренним помехам в процессе деятельности).
9. Субъективизация (экстраверсия-интроверсия)измерялась через кгр.
Критерии темперамента:
1.корреляция данного свойства с характеристиками ниже лежащего уровня (физиол. показатели);
2. какой темперамент был в детстве;
3. критерий максимальности (темперамент проявляется в стрессе, именно там проявляются истинные природные свойства человека).
Связь темперамента со свойствами Н.С., биохим., гормон., физиол. св-ми.
Темперамент не св-во Н.С.!!!!!!
1. В раннем детстве проявляющиеся свойства более адекватны, дальше может произойти их маскировка.
2. Модальность –свойство проявляется длительно и в разных ситуациях.
3. Энергетическая склонность. Меньше энергии тратит тот, кто идет в согласии со своим природным темпом.
4. Формально-динамические свойства. Не содержат смысловых характеристик.
2 группы характеристик по Стреляу - реактивность и активность.
Временные (скорость реакции, темп, подвижность). Реактивность- уровень интенсивности реакций, проявляется в работоспособности,выносливости, при высокой реактивности работоспособность низкая. Отсюда Стреляу выделил 2 стресса: Льва и кролика. При высокой реактивности возникает реакция на слабые стимулы, но наступает момент, когда сколько бы стимул не усиливался, реакция идет на спад.
Для высоко реактивных характерно торможение, человек становится пассивным, этот тип стресса-кролик.
Под активностью Мерлин понимает продолжительность и частоту выполнения действий.Реактивность связана с активностью в поведении человека.
По Хеббу и Лейбу человек ищет свой индивидуальный уровень стимуляции, при котором ему удобно в жизни. Кому то нужен сильный уровень, а кому то слабый. Также надо выбирать себе профессию.
Реактивность оценивает методика Стреляу.Факторные концепции темперамента.
7 факторная концепция Терстоуна:
Активность,
Энергичность,
Импульсивность,
Доминантность,
Стабильность,
Социабельность,
Рефлексивность (чувствительность),
Эти характеристики не связаны с интеллектом.
Совместимость супружеский пар.
Больше совместимы пары с противоположным темпераментными характеристиками, но сходными по содержательным характеристикам(меланхолики-сангвиники, холерики и флегматики).
В средах со слабыми стимулами более адаптивны чувствительные люди, низкореактивные могут проявить агрессию.В ситуациях где много сильных стимулов адаптивные низкореактивные, у высокореактивных может наступить истощение.
Акцентуации характера.
Совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Может трансформироваться в течение жизни. Акцентуация - некая заостренная черта характера, чрезмерно яркая выраженность. А. проявляется в подростковом возрасте и со временем угасает. Акцентуация не переходит за грань психопатии (за грань социальной адаптированности) и является вариантом нормы.
Три критерия психопатии по Ганнушкину и Кербикову- тотальность, стабильность, дезадаптивность.
Тотальность - заостренная черта проявляется во всех обстоятельствах.
Стабильность - з.ч. проявляется очень продолжительно по времени (очень долго, неизменно, нет просветлений).
Дезадаптивность - отсутствие возможности действовать в рамках социально приемлемых норм (нанесение вреда себе или окружающим).
При сочетании всех трех критериев мы говорим о психопатии.
Акцентуация - такая особенность характера, которая проявляется практически в любых ситуациях.
Акцентуации могут быть явными и скрытыми. Явные акцентуации те, которые не уходят после подросткового возраста. Скрытые проявляются в стрессовых условиях.
Исследования акцентуаций.
Концепция Карла Леонгарда(Германия, 60-е годы) «Акцентуированных личностей» основывалась на наличии основных и дополнительных черт личности. Основных мало, но они – стержень. При значительной выраженности накладывают отпечаток на личность и при неблагоприятных обстоятельствах могут разрушить ее. Акцентуации проявляются при общении с другими.
1. Гипертимный тип.Контактность, словоохотливость, выраженностьжестов, мимики, пантомимики,нередко энергичность. Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
2.Дистимиый тип.Низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Домоседы.
3. Циклоидный тип.Периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.
4. Возбудимый тип.Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.
5. Застревающий тип.Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
6. Педантичный тип.Редко вступает в конфликты. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.С охотой уступает лидерство другим людям.Чрезмерные претензии на аккуратность.Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип.Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Редко вступают в конфликты. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип.Общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».
9. Демонстративный тип. Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда власти и похвалы. Склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями.
10. Экзальтированный тип.Высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят.
11. Экстравертированный тип.Высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты
12. Интровертированный тип.Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество.
Опросник Леонгарда-Шмишекана исследование акцентуации.
А. Е. Личко(СССР, Ленинград, 70-е годы). Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
1. Гипертимный тип.
2. Циклоидный тип.
3. Лабильный тип (сиюминутные перемены настроения).
4.Астеноневротический тип (утомление при интеллектуальной деятельности).
5.Сензитивный тип (застенчивы).
6. Психастенический тип (самоуверенные, но нерешительные, умны).
7. Шизоидный тип (замкнуты).
8. Эпилептоидный тип (мучают, террористы).
9. Истероидный тип (жажда внимания).
10. Неустойчивый тип (тяга к развлечениям).
11. Конформный тип (подчинение авторитету).
Тест ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник) Личко. Опросник для подростков 14-19 лет. По Личко не может быть акцентуаций больше одной (максимум две).
Э. Фромм. Социальная типология характеров.Типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.
Классификация черт характера Ананьева:
1.Коммуникативные.
2.Предметно-действенные («деловые»). Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность.
3.Сист