Как мегамашина связана с системой господства и эксплуатации? 6. Каковы возможные альтернативы мегамашине?
С нашей сегодняшней выигрышной позиции мы можем видеть, что изобретателей и руководителей Мегамашины, начиная со времен пирамид и далее, фактически постоянно преследовали иллюзии всезнания и всемогущества - немедленного или ожидаемого. Теперь, когда они имеют в своем распоряжении внушительные ресурсы точной науки и технологию больших энергий, эти первоначальные иллюзии не стали менее иррациональными. Достигающие апогея в системе тотального управления, осуществляемого военно-научно-промышленной элитой, концепции ядерного века - абсолютной власти, непогрешимого компьютеризированного интеллекта, безгранично увеличивающейся производительности — соответствуют концепции бронзового века о небесном царстве. Такая власть, чтобы процветать на своих собственных основаниях, должна разрушить симбиотические кооперации между всеми видами и общностями, существенными для человеческого выживания и развития. Обе идеологии принадлежат к той же самой инфантильной магико-рели-гиозной схеме, что и ритуальное человеческое жертвоприношение. Как в случае погони Капитана Ахава за Моби Диком, научные и технические средства
Если техника должна быть вновь обращена на службу человеческого развития, путь продвижения будет вести не к дальнейшему росту Мегамашины, но к сознательному культивированию тех частей органической среды и человеческой личности, которые были
Вместо освобождения от работы, которое является основным Достижением механизации и автоматизации, я бы предположил, что освобождение для работы, для более образовывающей, формирующей Ум, самовознаграждающей работы, на добровольной основе, может стать наиболее полезным вкладом жизнеориентированной технологии. Такой подход может проявить себя как необходимая уравновешивающая Универсальную автоматизацию сила: частично путем защиты перемещенного работника от скуки и смертельного отчаяния, частично путем предоставления более широкого простора игре конструктивных импульсов, автономных функций, осмысленных действий.
Освобожденный от унизительной зависимости от Мегамашины, весь мир биотехники должен бы тогда еще раз стать более открытым человеку; и те аспекты его личности, которые были искалечены или парализованы из-за недостаточного использования, должны снова начать играть свою роль с большей энергией, чем когда-либо раньше. Автоматизация действительно является соответствующей целью чисто механической системы; и будучи на своем месте, подчиненные другим человеческим целям, эти ловкие механизмы будут служить человеческому сообществу не менее эффективно, чем рефлексы, гормоны и автономная нервная система (самый ранний природный эксперимент в автоматизации) служат человеческому телу. Но автономность, самоуправление, самоосуществление являются соответствующими целями организмов; и дальнейшее техническое развитие должно быть нацелено на восстановление этой жизненной гармонии на каждом этапе человеческого роста путем предоставления простора каждой составной части человеческой личности, а не только тем функциям, которые служат научным и техническим требованиям Мегамашины.
Как видно из данного текста, Л. Мэмфорд относит возникновение так называемой мегамашины к периоду становления первых крупных цивилизаций и первых государств. Само понятие мегамашины трактуется им как превращение человека в функцию социального механизма, целей и задач которого отдельный индивид не знает, но который властвует и господствует над ним. Бесспорно, создание такого социального механизма было обусловлено, с одной стороны, требованием роста и развития первых так называемых гидравлических цивилизаций, возникших, как известно, в бассейнах великих рек. Необходимость создания гидравлических устройств, контролировавших сток воды, была вызвана условиями поливного земледелия, без которых эти цивилизации не могли существовать. Для этого требовались концентрация сил людей, вооруженных еще примитивными орудиями труда, подчинение энергии и воли отдельного индивида требованиям роста и развития социального целого, как это и было в условиях архаического общества. Но, с другой стороны, рост прибавочного продукта, социальное расслоение обществ первых человеческих цивилизаций приводили к тому, что цели и задачи социального целого подчинялись целям и задачам господствующих социальных групп и определялись ими. Именно поэтому сила и энергия человеческих индивидов расходовались не только и даже не столько на развитие социального целого, сколько на содержание и поддержание господства правящих социальных групп. Примером тому является возведение грандиозных пирамид, храмов, дворцов, символизирующих мощь социального целого, а на самом деле закрепляющих господство определенных социальных групп. Миф, который в архаическом обществе играл позитивную роль аккумуляции и передачи социального опыта, превращается в таких условиях в сакрализацию существующего социального порядка, при котором подавляющее большинство членов общества превращается в составные части мегамашины. Дальнейшее развитие человечества рассматривается Мэмфордом как усовершенствование и модернизация этой мегамашины. Важно отметить, что американский философ связывает развитие мегамашины с отчуждением растущего большинства членов общества от целей и задач социального целого в результате развития эксплуатации и системы господства. Демонтаж этой огромной мегамашины приведет к тому, что развитие индивидуальных человеческих качеств большинства членов общества вновь, как и в архаических коллективах, будет, с точки зрения Мэмфорда, совпадать с целями и задачами социального целого.
Но если уже на ранних стадиях цивилизационного развития человечества система орудийной техники приводила к социальному неравенству и отчуждению большинства членов общества от целей социального целого, то в период промышленного переворота и бурного развития орудийной техники с начала XIX в. эта система ставит на повестку дня само существование общества и человека.