Какую роль идеи европейского Просвещения сыграли в развертывании второй глобальной научной революции и великих социальных революций 1776-1848 гг.?
Таким образом, естественно-правовая парадигма социального знания, с одной стороны, в XVIII в. явилась идейной подготовкой великих социальных революций конца XVIII - первой половины XIX в., проникнув в широкие социальные слои общества, а с другой — отчеканенная в строгую форму обеих деклараций, явилась программой социально-политических преобразований в эпоху революций.
Накануне Французской революции все классы и слои французского общества были недовольны как своим политическим, так и экономическим и социальным положением. Документами, которые наиболее ярко отражают Цели, стремления и желания каждого класса (и которые отражали их положение), были наказы сословий французского общества. Общим моментом для наказов всех сословий является широкое использование просветительской естественно-правовой терминологии с ее апелляцией к правам человека, Равенству прав, к разуму как судье наличных социальных порядков, к свободе и т.д. Причем использование всех этих понятий прослеживается и в наказах Дворян, и буржуазии, и городской интеллигенции, и крестьян. Необходимо отметить, что, попадая в наказы, то есть, перемещаясь из сферы абстрактной теории в сферу конкретной политической практики, основные постулаты рационалистической естественно-правовой теории интерпретировались каждым сословием в зависимости от собственных интересов, целей и задач.
Однако то, что идейной основой всех наказов являлась рационалистическая естественно-правовая теория, позволяет утверждать, что именно просветительская социальная философия была той идейной основой, которая подготовила революцию в умах, и именно на этой основе политические лидеры революции пытались перестроить Францию.
Эволюция социально-политических концепций революционных деятелей, их отход от естественно-правовой парадигмы и приближение в той или иной мере к культуро-исторической парадигме были обусловлены стремительными социальными и политическими переменами во французском обществе в ходе революции, необходимостью применять свои теоретические концепции в управлении государством в этих условиях.
Развитие социально-политической мысли революции в направлении ее радикализации можно соотнести с периодами развития самой революции, проследив, какие социальные силы и политические партии доминировали в тот или иной период. Так, в предреволюционный период, в 1787-1789 гг. (как показал анализ наказов), классические идеи рационалистической естественно-правовой парадигмы стали господствующими в умах всех сословий и классов Франции. Время работы Учредительного собрания (1789-1791 гг.) было периодом, когда ведущей партией была партия фельянов (конституционалистов), а ведущими идеями были идеи буржуазной монархии. Однако после прихода к власти жирондистов (представителей более широких слоев буржуазии) под лозунгами демократизации и более широких политических прав господствующими идеями во Франции стали идеи либеральной демократии. Период якобинской диктатуры (1793-1794) характеризовался революционно-демократическими настроениями. И, наконец, «заговор равных» Бабёфа в 1795 г. является выражением наиболее радикальных идей революции, завершением развития социалистических идей этого времени. В течение революции ее деятели, строившие свою политическую деятельность прежде всего на основе методологических принципов анализа социальной реальности, выработанных рационалистической естественно-правовой парадигмой, были вынуждены искать новые подходы к проблемам социального познания. Настроенная на разрушение старого порядка, рационалистическая естественно-правовая парадигма не могла помочь в условиях новой, стремительно меняющейся социальной реальности, при необходимости управления этой реальностью и защиты интересов в революции прежде всего того класса, который представляла та или иная политическая партия или ее лидер.
Условные временные границы этого «века революций» можно обозначить 1776 годом - началом войны за независимость США (или как ее часто называют сами английские и американские историки - третьей британской революцией) и 1848 годом, когда революционные события прокатились практически по всем странам Западной Европы. Период между этими датами отмечен и Великой французской революцией, и наполеоновскими войнами, которые показали гнилость полуфеодальных социальных порядков в тех странах Западной Европы, где в свое время было подавлено реформационное движение, и политическими революциями в Испании и Польше, и борьбой за независимость от испанской короны народов Латинской Америки. Все эти революции, не исключая Всеевропейскую революцию 1848 г., прошли под социально-политическими лозунгами, которые вытекали из социальной мысли Просвещения: суверенитет народа, разделение властей, установление законодательной власти, ответственной перед народом, идеи прав человека (свободы, равенства и братства), право народа на революцию.
Хотя Всеевропейская революция 1848 г. не выполнила всех задач, которые ставили перед собой ее участники, тем не менее она завершила эпоху великих социальных преобразований, ликвидировав остатки феодальных отношений (абсолютизм, крепостное право и т.д.) в странах Западной Европы, и расчистила путь к формированию техногенного общества в Европе и Северной Америке.
Если социальные революции 1776-1848 гг. подготавливали социальный базис техногенного общества, то научная революция конца XVIII – первой половины XIX в. окончательно превратила науку в главную производительную силу и сделала техногенное развитие общества необратимым. Прежде всего, промышленный переворот в Англии в конце XVIII в., а затем в первой половине XIX в. и во всей Европе являлся своеобразным экономическимплодом первой научной революции, закончившейся созданием механистической картины мира И. Ньютона.
Однако новые открытия в науке конца XVIII—первой половины XIX в. на основе экспериментально-математической методологии естествознания, выработанной, как уже отмечалось, просветительской мыслью, заложили основы для новой технологической революции конца XIX в. Работы Гальвани, Вольта, Ампера, Фарадея в области электричества, Бойля, Пристли, Лавуазье, фон Либиха в области химии, Геттона, Лайеля в области геологии, Линнея, Бюффона и Ламарка в области биологии выходили за рамки механистической картины мира и превращали названные области научного познания, в которых работали эти ученые, в самостоятельные отрасли, несводимые к механистической физике. В результате к середине XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука.
Таким образом, социальные и научные революции конца XVIII - первой половины XIX в. стали проявлением торжества просветительских идей. Но в то же время противоречивость результатов революционных событий поставила на повестку дня критику социальных концепций Просвещения и поиск новых методов осмысления социальной действительности. То, что во второй половине XVIII в. смутно понималось небольшой группой философов, после Великой французской революции стало очевидным для большинства мыслящих людей во всех передовых странах Западной Европы (=3.6 №2)