Какие идеи И. Ньютона, Дж. Локка и Г. Лейбница послужили источником формирования и развития европейского Просвещения?
Влияние Г. Лейбница на философскую мысль европейского Просвещения, прежде всего, определяется его критикой тех положений картезианской философии, которые стали тормозом в развитии естествознания и математики. Г. Лейбниц показал, что критерий истинности научного знания Р. Декарта, который, согласно концепции последнего, заключался в ясности и отчетливости для познающего разума основополагающих принципов, из которых затем дедуцировалась вся система знаний о мире, на самом деле является неясным и неотчетливым. С точки зрения Г. Лейбница, что является ясным и отчетливым для разума одного человека может быть неясным и неотчетливым Для разума другого. Поэтому критерием математического естествознания должны стать законы формальной логики. Для этого необходимо разложить эти основополагающие принципы на составные элементы и проверить их совместимость по законам логики. Только в этом случае любое положение, противоречащее этим принципам, будет логически немыслимым. Исходя из этого, Г. Лейбниц показал, что через сведение всех свойств материального мира к протяженности, на чем основывалась физика Р. Декарта и Б. Спинозы, нельзя вывести таких физических характеристик, как движение, сопротивление и инерция. Сделав предположение о том, что вещи материального мира обладают внутренней способностью действовать и изменяться, Лейбниц во многом повлиял на развитие таких наук как геология, химия, биология, законы которых принципиально несводимы к законам механической физики.
Как известно, работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии», вышедшая в свет в 1687 г. была завершением коперниканской революции ХУ1-ХУП вв. В этой работе многочисленные открытия предшественников великого ученого были собраны в единую систему. Механистическая картина мира получила свою завершенную, эмпирически подтверждаемую и математически обоснованную форму. Именно это обстоятельство способствовало быстрому распространению идей Ньютона среди научного сообщества Европы XVIII в. и подняло его авторитет на недосягаемую высоту. Однако Ньютон вошел в историю научной и философской мысли не только как создатель механистической картины мира. Экспериментально-математическая методология научного исследования великого английского ученого исключала любой метафизический догматизм, от которого не была свободна дедуктивно-аксиоматическая программа научного исследования Р. Декарта, Т. Гоббса и Б. Спинозы (вспомним знаменитые афоризмы, приписываемые Ньютону - «Гипотез не измышляю», «Физика, бойся метафизики» и т.д.). Поэтому несмотря на то, что И. Ньютон был сторонником распространения механистических принципов на объяснение всех явлений природы, применение его экспериментально-математической методологии к таким областям научного исследования, как химия, биология, геология и др. привело к открытиям, которые не могли быть вписаны в его механистическую картину мира.
Таким образом, работы английского ученого не только были завершением первой глобальной (по выражению В.С. Стёпина) научной революции, но и открывали перспективы для идейной подготовки второй глобальной научной революции.
Если работы Г. Лейбница и И. Ньютона способствовали идейной подготовке глобальной научной революции в естествознании, то произведения Дж, Локкаоткрывали новые перспективы не только в области естествознания, но и в области обществознания.
были связаны с выдвижением необоснованных вненаучных гипотез (сведение материи к протяженности, принцип близкодействия, принцип предустановленной гармонии и др.). С И. Ньтоном его связывала не только личная дружба, но и близкая идейная позиция — в естествознании Локк был сторонником экспериментально-математической методологии научного исследования.
Итак, в области естествознания, где исследователь имеет дело с идеями субстанций, раскрывающих лишь внешнюю («явленческую») сторону вещей, нельзя претендовать, с точки зрения английского мыслителя, на абсолютную истину. Поэтому Дж. Локк отвергает претензии своих великих предшественников на построение некой законченной метафизической системы мира. В области естествознания Локк отводит философии и философу скромную роль, образно говоря, «уборщика» мусора с площадки строительства новых естественнонаучных дисциплин или, иными словами, роль критики метафизических претензий на создание раз и навсегда законченной картины мира, которые были связаны с выдвижением необоснованных вненаучных гипотез (сведение материи к протяженности, принцип близкодействия, принцип предустановленной гармонии и др.). С И. Ньтоном его связывала не только личная дружба, но и близкая идейная позиция — в естествознании Локк был сторонником экспериментально-математической методологии научного исследования.
Большую роль уже в подготовке великих социальных революций в Европе и Америке (1776-1848 гг.) сыграла социально-политическая концепция, предложенная Д. Локком.
Его методология познания в сфере социально-политических наук носила ярко выраженный революционный характер, направленный против феодальных отношений и абсолютизма, которые продолжали господствовать в подавляющем большинстве стран Западной Европы в конце XVII — начале XVIII в. Если основные положения социально-политической концепции должны выводиться не из существующей социальной реальности, а из постулатов, выдвинутых разумом, а следовательно, не постулаты этой концепции должны соответствовать реальности, а, наоборот, социальная реальность, чтобы считаться разумной, должна соответствовать постулатам социально-политической теории, то отсюда следовал вывод о том, что разум является судьей существующих социально-политических отношений. Кроме того, если учесть, что в основных положениях своей социально-политической теории Д. Локк являлся «классическим выразителем буржуазного права», то не вызывает удивления то обстоятельство, что философия Локка «как давно и страстно ожидаемый гость»' была с энтузиазмом встречена французскими просветителями, перед которыми стояла задача обоснования буржуазных преобразований французского общества «старого порядка».