Какую роль в создании нового обществознания сыграли Г. Гроций и – С. Пуфендорф?
рационалистическую теорию естественного права Нового времени, в противоположность теоцентрической теории Средневековья, впервые выдвинули не философы, а юристы Г. Гроцийи С. Пуфендорф.
Как известно, теория естественного права брала свои истоки еще в классической древнегреческой философии и была достаточно популярна и в Средние века, и в эпоху Возрождения. По всей видимости, в самой структуре естественно-правовых концепций эпохи Античности и Средневековья имелись определенные элементы, которые способствовали тому, что они оказались приемлемыми и для социальной философии XVII в.
Не случайно, что впервые естественно-правовые представления зародились в эпоху классической Античности. Торговые связи с многочисленными народами, которые стояли на различных ступенях цивилизационного развития, с совершенно иными культурными традициями, достаточно жесткая социальная борьба внутри самих древнегреческих полисов требовали от древних греков выработки таких принципов, правил поведения индивида и функционирования самого общества, которые носили бы универсальный характер и опирались бы не на свод традиций и обычаев, определявших жизнь индивида и функционирование социальных отношений традиционного общества, а на рациональные доказательства. Эти универсальные принципы и нормы должны были отвлекаться от всего местного, локального, укорененного в определенном образе жизни того или иного народа, той или иной культуры и являть то общее, что было свойственно всем социальным организмам и самой человеческой природе. Само право, социальные и политические отношения должны были базироваться на неких общечеловеческих нормах социальной жизни.
Эти универсальные и рационально выводимые принципы естественного права, впервые возникшие на базе культуры классической Греции, были усилены и развиты в период построения Римского государства (республики и империи). Рим объединял народы и этносы с разной историей и культурой, управление которыми требовало этой универсализации и рациональности. Недаром римское право по сей день считается образцом для создания правовых основ гражданского общества и государства. Не чужд был универсализм концепций естественного права и католической церкви в эпоху Средневековья. Церковь, игравшая главную роль в культурной жизни Средневековья, в то же время хотела играть и доминирующую роль в политической и социальной жизни, быть своеобразным арбитром в бесконечных распрях феодальных владык. Поэтому именно теория естественного права с ее универсалистскими принципами могла послужить (конечно, с очень заметной теоцентрической окраской) церкви в ее притязаниях на эту роль.
Безусловно, эти универсалистские и рационалистические тенденции, свойственные различным вариантам теории естественного права отвечали обшей тенденции развития общества в передовых странах Западной Европы в XVII в. Тем не менее радикальные социально-экономические изменения, происходившие в этих странах, столь существенно трансформировали естественно-правовые идеи, что историки общественной мысли говорят о существовании двух направлений естественно-правовой теории — классической (до XVII в.) и новой (XVII—XVIII вв.). Какова же суть различий этих двух направлений?
Г. Гроций и С. Пуфендорф - юристы конца XVI - начала XVII в., выдвинув идею о необходимости создания такой системы права, которая базировалась бы не на Священном Писании, не на предполагаемой воле Бога, а на чисто рациональных основаниях (отсюда вытекает отмеченное выше знаменитое допущение Г. Гроция об истинности естественного права, даже если Бога не существует), заложили основы концепции естественного права Нового времени.
Но юристы, поставив задачу создания теории естественного права, которая бы выводилась из чисто умозрительных принципов и не зависела бы от теоцентрических постулатов, не смогли ее решить. Они (в частности Г. Гроций) пытались отыскать во всей совокупности систем законодательства прошлого некие инвариантные принципы, которые затем были бы объявлены естественными законами, управляющими системой функционирования общественных отношений. Поэтому, признавая естественное право каждого человека на самосохранение, Гроций и Пуфендорф допускают возможность существования рабства, а тем самым и право на жизнь раба в пользу рабовладельца. Другими словами, настойчиво подчеркивая, что теория естественного права должна носить рационалистический, независимый от позитивного законодательства характер, и пытаясь найти в этом позитивном праве инвариантные принципы, которые могли бы рассматриваться как постулаты самого разума, юристы-теоретики естественного права приходили к неразрешимым противоречиям. Вот почему в процессе создания теории государственного законодательства, которое целиком базировалось бы на разуме, Гроций и Пуфендорф, объясняя феномен существования самого государства, приходят к выводу о том, что людей в такую социально-политическую общность объединяет не их разум, а иррациональный инстинкт общежития и симпатии. Поэтому Г. Гроций, - его заслуга в постановке задачи создания рационалистической теории естественного права, - столкнувшись с определенными трудностями при создании данной теории, вообще отказался от попыток их разрешения.