Я стараюсь быть как можно более реалистичным
Для чего это нужно?Контакт между участниками группы будет лучше, если каждый из них будет видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими им хотелось бы видеть друг друга.
Как это выглядит?Когда я тебя критикую, то не забываю и о твоих сильных сторонах, а когда я соглашаюсь с тобой и одобряю твои действия, то осознаю, что мы с тобой во многом отличаемся друг от друга.
Я СТАРАЮСЬ МАКСИМАЛЬНО БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ, ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИНЦИПА "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ"
Для чего это нужно?Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в ■ групповую работу.
Как это выглядит?Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.
Сведения об авторе
Клаус Фопель родился 29 мая 1940 г. в г. Гамбурге.
Изучал германистику, теологию, педагогику и психологию в Университете г. Гамбурга, где в конце 60-х годов возглавил один из исследовательских проектов. Проект касался создания групп поддержки для студентов и подготовки психологов, ведущих подобные группы. Результаты этого исследования опубликованы в книге "Кооперация и коммуникация" (К. Фопель, Р. Кирстен, издательство Pfyffer, 1974).
Дальнейшее психологическое образование получал у терапевтов объединения WILL, Нью-Йорк. Как психолог К. Фопель специализируется на ведении психологических групп по созданию команд, ведении групп встреч и гештальтгрупп.
С 1972 г. К. Фопель работает как ведущий разнообразных психологических программ в учреждениях образования, в бизнесе, в центрах подготовки психологов и психотерапевтов, в церковных общинах, также работает и с частными клиентами.
К. Фопель известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей. Разрабатываемые К.Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Использование игр К. Фопеля в обучении помогает подходить к человеку как к целостному существу, они задействуют интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное.
Главное направление работ К. Фопеля — профилактическое, а не коррекционное. Он работает и предлагает своим читателям — психологам и педагогам — работать со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую "группу риска" или в категорию "трудных".
В настоящее время К. Фопель, за исключением некоторых семинаров, которые он ведет от неизбывной любви к практической психологичес-
кой работе, пишет и издает книги. Вышло около 90 его работ. Большинство из них — практические материалы для психологов, ведущих группы разных направлений — в детских садах и школах, на фирмах и предприятиях, в терапии и консультировании. Все книги содержат подробные теоретические обоснования предлагаемых методик и игр.
Книги К. Фопеля переведены на итальянский, испанский и словацкий языки.
К. Фопель — отец двоих сыновей и дедушка двух внуков. Живет и работает в г. Зальцхаузене, недалеко от Гамбурга.
Содержание
От издательства..........................................5
Часть 1. Диагностика групповой ситуации ...................7
Начало работы
Упражнение 1. Кто самый чужой для меня? ...................10
Упражнение 2. Пожелания друга ............................12
Упражнение 3. Цели группы ................................13
Сплоченность
Упражнение 4. Степень включенности в группу..................14
Деление группы на подгруппы
Упражнение 5. Скрытые противоречия .......................15
Упражнение 6. "Выяснение отношений" ......................16
Доверие
Упражнение 7. Я тебе доверяю .............................17
Упражнение 8. Потерявшийся ..............................18
Аналаз развития группы
Упражнение 9. Взлеты и падения ............................19
Упражнение 10. "Хвосты" ..................................20
Взаимное влияние
Упражнение 11. Я в группе .................................21
Упражнение 12. Ряд влияния ...............................22
Упражнение 13. Выбор руководителя группы ..................24
Упражнение 14. Трон .....................................25
Проекция
Упражнение 15. Кто кого напоминает? ........................26
Симпатии
Упражнение 16. Подарок ..................................28
Групповая атмосфера
Упражнение 17. Удовлетворенность работой группы.............29
Упражнение 18. Самораскрытие ............................31
Групповые нормы
Упражнение 19. Незаконченные предложения .................32
Упражнение 20. Альтернатива ..............................33
Отношение к ведущему
Упражнение 21. Приглашение к совместной деятельности ........34
Расставание
Упражнение 22. Тяжело расставаться ........................35
Упражнение 23. Что я приобрел? ............................36
Часть 2. Цели как предмет психологической работы в группе . .37
Упражнение 1. Времена года моей души ......................40
Упражнение 2. Бедность, богатство и Господь Бог ..............42
Упражнение 3. Свободен! ..................................43
Упражнение 4. Объявления ................................44
Упражнение 5. Волшебная лавка ............................45
Упражнение 6. Превращаем проблемы в цели .................46
Упражнение 7. Сон о будущем ..............................47
Упражнение 8. Сон наяву ..................................49
Упражнение 9. Карта будущего .............................50
Упражнение 10. Верстовые столбы моего будущего .............51
Упражнение 11. Ожидания .................................52
Упражнение 12. Радуга ....................................53
Упражнение 13. Стрела ...................................54
Упражнение 14. Путь к цели ................................55
Упражнение 15. Смысл жизни ..............................57
Упражнение 16. Что я хочу изменить? ........................58
Упражнение 17. Пустой стул................................59
Упражнение 18. Ключи ....................................60
Упражнение 19. Иллюстрированные цели .....................61
Упражнение 20. Разноцветные листы ........................62
Упражнение 21. Подвижные четверки ........................63
Упражнение 22. Определение целей в два этапа ...............64
Упражнение 23. Определение целей в три этапа ...............65
Часть 3. Работа с конфликтами............................67
Упражнение 1. Сократовский диалог .........................70
Упражнение 2. Контролируемый монолог .....................72
Упражнение 3. Предубеждения .............................73
Упражнение 4. Предложение и запрос ........................74
Упражнение 5. Вехи ......................................75
Упражнение 6. Смена перспективы ..........................76
Упражнение 7. Проработка конфликта в тройках ...............78
Упражнение 8. Исследование проекций .......................80
Упражнение 9. Групповая мозаика ...........................81
Упражнение 10. Ритуал ...................................83
Упражнение 11. Тайные чувства и ожидания ...................85
Упражнение 12. Я и другие.................................87
Упражнение 13. Границы ..................................88
Упражнение 14. Максимум — минимум .......................91
Упражнение 15. Анализ конфликта ..........................93
Упражнение 16. Увеличивающее зеркало .....................94
Упражнение 17. Обмен ролями .............................95
Упражнение 18. Скульптура ................................96
Упражнение 19. Получаем — отдаем .........................97
Упражнение 20. Межгрупповая встреча .......................99
Упражнение 21. Конфликты и сплоченность ..................101
Часть 4. Развитие команды...............................103
Упражнение 1. Публичное интервью ........................106
Упражнение 2. Метафора .................................108
Упражнение 3. Пять предложений ...........................109
Упражнение 4. Примеры ..................................110
Упражнение 5. Руководитель команды - 1 ....................112
Упражнение 6. Диагностика - 1 ............................114
Упражнение 7. Диагностика - 2 ............................116
Упражнение 8. Решаем проблемы ..........................118
Упражнение 9. Цели.....................................119
Упражнение 10. Мотивация ...............................121
Упражнение 11. Ценности .................................123
Упражнение 12. Признание заслуг- 1 .......................124
Упражнение 13. Уверенность ..............................125
Упражнение 14. География команды - 1 .....................127
Упражнение 15. География команды - 2 .....................129
Упражнение 16. География команды - 3 .....................131
Упражнение 17. Время ....................................133
Упражнение 18. Руководитель команды - 2 ...................134
Упражнение 19. Функциональные обязанности ................135
Упражнение 20. Обратная связь ...........................137
Упражнение 21. Способность к компромиссу..................139
Упражнение 22. Признание заслуг - 2 .......................141
Часть 5. Познание........................................143
Упражнение 1. "Лицензия на приобретение знаний" ............146
Упражнение 2. Звездные часы познания .....................148
Упражнение 3. Утраченные иллюзии ........................149
Упражнение 4. Учиться — значит спрашивать .................150
Упражнение 5. Что я хочу знать? ...........................151
Упражнение 6. Чему я научился? ...........................152
Упражнение 7. Телеграмма ...............................153
Упражнение 8. "Дух группы" ...............................154
Упражнение 9. Процесс учения ............................155
Упражнение 10. Цели учения ..............................156
Упражнение 11. Темп учения ..............................157
Упражнение 12. Скука ....................................158
Упражнение 13. Заброшенный сад ..........................159
Упражнение 14. Препятствия в учебе .......................160
Упражнение 15. Учимся на ошибках ........................161
Упражнение 16. Мой первый учитель ........................162
Упражнение 17. Наставники . ..............................163
Упражнение 18. Вехи ....................................164
Упражнение 19. Развитие .................................166
Упражнение 20. Духовное развитие .........................168
Упражнение 21. Духовные учителя .........................169
Упражнение 22. Благодарность духовным родителям ...........170
Упражнение 23. Поучительные истории ......................171
Упражнение 24. Дары учения ..............................172
Часть 6. Письма как форма психологической работы.........173
Упражнение 1. Послание небес ............................176
Упражнение 2. Бутылочная почта...........................177
Упражнение 3. Тайнопись (неразборчивое письмо) .............178
Упражнение 4. Сорок слов ................................180
Упражнение 5. Письмо значимого человека ..................181
Упражнение 6. Послушай свое тело .........................182
Упражнение 7. Письмо из будущего .........................183
Упражнение 8. Письмо от своего Я .........................184
Упражнение 9. Письме—представление..................... .186
Упражнение 10. О чем я до сих пор молчал ..................187
Упражнение 11. Письмо, которое ты никогда не получишь .......188
Упражнение 12. Письмо, в котором я говорю тебе "спасибо" .....190
Упражнение 13. Письмо умершему .........................19'1
Упражнение 14. Письмо своему собственному Я ..............192
Упражнение 15. Диалоге письмах..........................193
Упражнение 16. История в письмах .........................194
Упражнение 17. Письмо историческому понятию ..............195
Упражнение 18. Необычное письмо .........................196
Упражнение 19. Письмо литературному персонажу ............197
Упражнение 20. Невозможные письма .......................198
Упражнение 21. Письмо тому, кто дает советы ................199
Упражнение 22. Письмо протеста ..........................200
Упражнение 23. Письмо ведущему группы ...................201
Упражнение 24. Письмо домой .............................202
Часть 7. Проведение заключительного этапа ...............203
Упражнение 1. Голодный или сытый? .......................206
Упражнение 2. Расставание приносит печаль .................207
Упражнение 3. Преждевременное расставание ................209
Упражнение 4. Я благодарен тому, что........................210
Упражнение 5. Письмо ...................................211
Упражнение 6. Позитивные итоги ...........................212
Упражнение 7. Самоподдержка ............................214
Упражнение 8. Смена перспективы .........................216
Упражнение 9. Новая встреча .............................218
Упражнение 10. Белая магия . .'............................219
Упражнение 11. Что я почти забыл? .........................221
Упражнение 12. Вклад и прибыль ..........................222
Упражнение 13. Симфония расставания .....................224
Упражнение 14. Комплименты .............................225
Упражнение 15. Прощальный подарок .......................226
Упражнение 16. Расставаться так или иначе ..................228
Упражнение 17. Подсолнух ................................230
Упражнение 18. Мудрый совет .............................231
Упражнение 19. Что мне хочется сделать? ...................232
Упражнение 20. Список мероприятий .......................233
Упражнение 21. Давать или брать? .........................234
Часть 8. Правила поведения в группе.......................235
Сведения об авторе......................................247
Практическое пособие
Клаус Фопель
Психологические группы
Рабочие материалы для ведущего
Научный редактор О. Сафуанова Редактор Е. Мухаматулина
Художник Ф. Сафуанов Редактор компьютерной верстки С. Герасимов
Издательство "Генезис" 129366, Москва, ул. Ярославская, 13
Тел./факс 282-51-35 E-mail: [email protected] www.genesis.ru
Подписано в печать 05.08.2004. Формат 60x84 716.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 14,88.
Тираж 3000 экз. Заказ № 4052.
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных
диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА».
610033, г. Киров, ул. Московская, 122.