Общество и природа. Философское осмысление глобальных проблем современности
План:
1. Общество и природа.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Философия и современный мир
Литература
Основная
Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 608 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008 – 640 с.
Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 416 с.
Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.
Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007 – 828 с.
Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2008. – 320 с.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. — М., 1969-1971. — Т. 1-4.
2. Аксенов Г. П. Вернадский. — М., 1994.
3. Березовская Л. В., Ковалев А. М. Россия на пороге XXI в.: Философско-социологические исследования. — М., 1998.
4. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
5. Введение в социальную философию. — М., 1996.
6. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. — М., 1998.
7. Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества. — М., 1999.
8. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1985.
9. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
10. Семенов В. С. Уроки XX века и путь в XXI (социально-философский анализ и прогноз). — М., 2000.
Н. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2000.
12. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. — М., 2000.
13 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
Общество и природа
В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество же предстает как обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и развития. Человек природен всилу биологической основы своего существования, в то же время он надприроден, так как вырабатывает сложные формы социальной жизни. Между человеком и природой происходит своеобразный «обмен веществ», который является необходимым условием существования человека и общества, поэтому природные факторы в развитии общества необходимо обязательно принимать во внимание Природа всегда была объектом внимания философов и предметом философского осмысления. Такие вечные философские вопросы, как взаимодействие природных и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и культуры, волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Характер взаимодействия общества и природы меняется на разных этапах исторического развития.
ПРИРОДА — совокупность естественных условий существования человека и общества.
Формы отношения человека к природе были разнообразны. В античной философии космос понимался как неразделенность природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая христианская философия понимала природу как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Природа стала приниматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, которые открывают естественные науки
В 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и растений В XX в., когда деятельность человека приобрела небывалый ранее размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобразующей планету. Русский ученый В. И. Вернадский и французский философ Т. де Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты-биосферы в новое геологическое состояние — ноосферу, т. е область, преобразованную разумоми трудом человека сообразно его целям и потребностям.