По классической и постклассической философии
Абсолют — основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
Абсолютная идея — основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.
Абсолютный дух — часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
Автономная воля — категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т. п.
Антиномии — противоречащие друг другу суждения.
Антитезис — противоположное тезису положение.
Априорный — существующий до всякого опыта, врожденный.
«Вещь в себе» — основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.
Воля — центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.
Герменевтика — искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.
Законы диалектики — законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулированы три основные закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.
Императив — правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.
Иррационализм — направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).
Категории диалектики — основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например возможность, действительность, необходимость, случайность и т. п.
Категорический императив — правило, требующее обязательного исполнения.
Любовь — согласно философии Фейербаха — главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «Ты».
Максима — правило поведения, внешне выраженная формула поведения.
Младогегельянцы — последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.
Неопозитивизм — отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.
Неотомизм — философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение. Подобно томизму, неотомизм считает философию служанкой богословия.
Неофрейдизм — направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма 3. Фрейда неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.
«Не-Я» — окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.
Объективный дух — часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.
Опредмечивание — превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.
Отчуждение — категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.
Отчужденная сущность человека — в философии Фейербаха это Бог, в других философских системах — душа, труд и др.
Позитивизм — философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Прагматизм — субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него — успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.
Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.
Перцепция — чувственное восприятие действительности.
Распредмечивание — превращение вещи в идею, принцип.
Синтез — соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).
Старогегельянцы — последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.
Субъективный дух — категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
Тезис — первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.
Тождество — категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.
Трансцендентальный — существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
Трансцендентальная апперцепция — доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
Трансцендентный — выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.
Триада — метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.
Феноменология — философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т. е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.
Философия жизни — Иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.
Фрейдизм — общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.
Экзистенциализм — философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции неприменимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.
По русской философии
Богопознание — процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.
Богочеловечество — категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.
Всеединство — категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.
Всемирная церковь — категория в философии В. С. Соловьева, означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы: Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.
Диалектический материализм — направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.
Западники — сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.
Марксизм — мировоззрение, родоначальниками которого считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть марксизма — в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.
Мессианизм — черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над ней и управления процессами социальной жизни.
«Москва — третий Рим» — доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.
Промысел божий — идея управления миром божественной волей по определенному плану.
Русская идея — национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.
Русский философский ренессанс — период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX в. и оканчивающийся в 50-х гг XX в. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т. п.
Свобода человека — категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и Бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящимися в подоснове бытия — Ungrund, существующем прежде Бога.
Славянофилы — сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям
Соборность — объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.
Философия русского просвещения — философия России XVIII в., в которой основными проблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?
3. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?
5. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
«...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».
6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?
7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?
8. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?
9. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?
«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, бого-звериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).
10. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?
«Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)»
«Евразия — это значит ни Европа, ни Азия, третий мир Евразия — это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».
«Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет»
(Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, Г. Флоровский).
Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. «Вещь в себе» у Канта означает.
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон;
4) сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1)с мышления;
2) со свободы воли;
3) с природы;
4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2) Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
4.Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг.
5. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
1) философия экзистенциализма — это учение о высшем понимании мира;
2) философия экзистенциализма — это познание причин и принципов сущего;
3) экзистенциальная философия — это учение о том, как человеку жить;
4) экзистенциализм — это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии:
1) эмпиризм;
2)позитивизм;
3) нравственно-религиозный характер;
4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:
1) как обусловленный религией процесс;
2) как нечто неподвижное;
3) как процесс, определяемый государством;
4) как нечто фатальное.
8.В основу славянофильства легли принципы:
1) учение о народе как движущем факторе истории;
2) любовь к славянству;
3) опора на сельскую общину;
4) увлеченность языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:
1) славянофильство;
2) западничество;
3) позитивизм;
4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:
1) учение о сущности единого общества;
2) единство природы и единство человека;
3) единство природы и общества;
единство Бога со всем миром.
11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:
1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
2) стремление к свободе;
3) Бог;
4) софия.
12.Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:
1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;
2) сотворение добра;
3) непричинение зла другому;
4) середина между добром и злом.
13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:
1)в мессианизме;
2) в позитивизме;
3) в русском национальном характере;
4) в продолжении западнической политики Петра I.