Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения
План
1.Развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно-философские направления; философии Возрождения и ее главные особенности;
2. Философия Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии;
3. Философия английского, французского и немецкого Просвещения.
Литература
Основная
Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 608 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008 – 640 с.
Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 416 с.
Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.
Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007 – 828 с.
Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2008. – 320 с.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. — М., 1969. — Т. 1. Ч. 2.
2. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.
3. Бабкин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.
4. Бурлацкий Ф. М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли. — М.,1977.
5. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
6. ГорфункельА. Г. Философия эпохи Возрождения. — М., 1960.
7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.
8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.
9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2003.
10. Кампанелла Т. Город Солнца. — М., 1954.
11. Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). — М., 1989.
12. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1982.
13. Майэрон Г. Г. Формирование средневековой философии. — М.1979.
14. Мор Т. Утопия. - М., 1978.
15. НарскийИ. С. Западно-европейская философия XVII века. — М., 1974.
16. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. — Кн. 2,3.
17. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. — М., 1938.
18. Соколов В. В, Европейская философия XV-XVII веков. — М.,1964.
19. Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.
20. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. — М., 1984.
Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма V-XV вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в I-V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:
1) период апологетики и патристики (III-V вв.);
2) схоластический период (V-XV вв.).
Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия — служанка богословия», «преддверие христианской веры» — так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода.
Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. theos— бог). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. Принцип абсолютной личности — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что, собственно, и нашло свое воплощение в теоцентризме. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средневековья: «Вначале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.
Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. |В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление, инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio), что значит «творение», «создание».
Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным ; источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходящие за пределы рассудочного познания формы. Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.
3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.
4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста.
5. Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.
Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной [арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем рв Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот I период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае нaука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита — его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.
В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилось сделать служанку богословия.
Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Окнам (1285-1349) и др.
Следует помнить, что мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упорной борьбе с Другими религиозными и философскими течениями.