В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?

а) Античность;

б) Средневековье;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

86. Гегель полагал, что сознание:

а) порождается материей;

б) способ самопознания материи;

в) автономно от материи;

г) зависит от материи.

87. Первым объединил сознание и психику:

а) Бэкон;

б) Шеллинг;

в) Фрейд;

г) Гегель;

д) Кант.

88. Свойство отражения:

а) присуще только неживой материи;

б) присуще только живой материи;

в) присуще только человеку;

г) это - глобальное свойство материи.

89. С точки зрения вульгарного материализма:

а) сознание есть свойство всякой материи;

б) сознание есть свойство живой материи;

в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;

г) сознание есть свойство человека.

90. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:

а) наличием абстрактного мышления и речи;

б) наличием способности работать с реальными предметами;

в) наличием опережающего отражения;

г) наличием раздражимости.

91. Выделите три наиболее характерные функции языка:

а) конструктивная (инструмент выражения мысли);

б) отражательная (инструмент познания);

в) политическая;

г) литературная;

д) коммуникативная.

Что появилось у человека раньше — мышление или язык?

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.

93. Человеческое сознание отличается от психики животных:

а) способностью более четко отражать окружающий мир;

б) способностью воздействовать на окружающий мир;

в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;

г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.

94. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:

а) речевой деятельности;

б) социальной действительности;

в) божественного творчества;

г) творчества абсолютного духа.

95. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:

4а) безусловные рефлексы у животных;

3б) условные рефлексы у животных;

2в) раздражимость у амебы;

5г) сознание человека;

1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.

96. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

4а) сознание - функция мозга по отражению действительности;

3б) сознание - свойство человеческого организма;

2в) сознание - божественный дар;

1г) сознание - душа.

РАЗДЕЛ 3.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

· 97. Индивид в философии понимается, как:

· а) синоним понятия «человек»;

· б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

· в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

· г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

· д) социальная «маска».

· 98. Личность в философии понимается, как:

· а) синоним понятий «индивид», «человек»;

· б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

· в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

· г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

· д) социальная «маска».

· 99. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

· а) возрастные отличия;

· б) физические отличия;

· в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

· г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

· 100. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:

· а) индивид;

· б) индивидуальность;

· в) личность;

· г) субъект;

· д) особь.

· 101. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

· а) исследует биологические параметры человека;

· б) исследует происхождение и становление человека;

· в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

· г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

· д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

· 102. Термин «антропогенез» означает:

· а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 103. Термин «филогенез» означает:

· а) процесс развития человека от первобытности до современности;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс формирования государства;

· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 104. Термин «онтогенез» означает:

· а) процесс развития человека от первобытности до современности;

· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

· в) процесс формирования «сверхчеловека»;

· г) процесс формирования государства;

· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

· 105. Средневековые философы утверждали, что человек:

· а) есть результат биологической эволюции;

· б) создан по образу и подобию Божьему;

· в) есть продукт социальной действительности;

· г) есть продукт речевой активности.

· 106. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

· а) эмоциональность;

· б) набожность;

· в) разумность, рациональность;

· г) креативность.

· 107. Биологизаторские концепции утверждают, что:

· а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;

· б) жизнь человека определена его генотипом;

· в) жизнь человека определена процессом воспитания;

· г) жизнь человека определена роком (судьбой).

· 108. Категория «деятельность» означает:

· а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;

· б) инстинктивную активность живого существа;

· в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

· г) воздействие объекта на субъект.

· 109. Процесс социализации означает:

· а) активное участие человека в общественной жизни;

· б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;

· в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

· г) участие человека в социалистическом движении.

· 110. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

· а) культура - это обычай, язык;

· б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);

· в) культура - это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

· г) культура - это, прежде всего, явление искусства.

· 111. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

· а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

· б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

· в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

· г) жить — значит из всего извлекать пользу;

· д) жизнь - это стремление к богу.

· 112.. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:

· а) выбора;

· б) вины;

· в) непреодолимой силы;

· г) необходимости;

· д) предопределенности.

· 113. Дополните недостающие парные этические категории:

· а) добро - зло;

· б) свобода - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

· в) жизнь - смерть;

· г) права - ОБЯЗАННОСТИ

·

· 114. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

· а) онтология;

· б) аксиология;

· в) эстетика;

· г) этика;

· д) антропология.

· 115. Аксиология — это учение о:

· а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

· б) о красоте;

· в) о добре и зле;

· г) о духовной культуре общества и человека;

· д) учение о сущности человеческой истории.

· 116. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

· а) навязывания другим своего мнения;

· б) посягательства на жизнь другого человека;

· в) посягательства на имущество другого человека;

· г) командования другими людьми.

117. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира (укажите все правильные варианты):

· а) открытие клетки;

· б) создание гелиоцентрической системы мира;

· в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

· г) теория тепловой смерти Вселенной;

· д) теория бессознательного.

· РАЗДЕЛ 4.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

· 118. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

· а) антропосоциогенез;

· б) социал-дарвинизм;

· в) космогенез;

· г) историософия.

· 119. Наиболее закрытой социальной группой является:

· а) род;

· б) класс;

· в) каста;

· г) сословие;

· д) страта.

· 120. Понятие класса является ключевым в философии:

· а) Сен-Симона;

· б) Гоббса;

· в) Маркса;

· г) Гегеля.

· 121. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:

· а) конвенциональной;

· б) социально-экономической;

· в) патерналистской;

· г) теократической;

· д) психологической.

· 122. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

· а) Хангтинтоном;

· б) Данилевским;

· в) Шпенглером;

· г) Моисеевым.

· 123. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

· а) конец политики;

· б) конец истории;

· в) конец экономики;

· г) конец государства;

· д) конец человека.

· 124. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

· а) причины и следствия;

· б) вызова и ответа;

· в) борьбы классов;

· г) борьбы рас.

· 125. Составлением глобальных прогнозов занимается:

· а) информатика;

· б) евгеника;

· в) синергетика;

· г) космология;

· д) футурология.

· 126. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

· а) духовная сфера;

· б) семиосфера;

· в) ноосфера;

· г) стратосфера;

· д) биосфера.

· 127. В современности господствующим типом культуры является:

· а) поп-культура;

· б) элитарная культура;

· в) контркультура;

· г) антикультура;

· д) маргинальная культура.

· 128. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

· а) культурология;

· б) социальная философия;

· в) гносеология;

· г) политология;

· д) экономика.

· 129. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

· а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

· б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

· в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

· г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

· 130. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

· а) семья;

· б) государство;

· в) собственность;

· г) власть;

· д) закон.

· 131. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

· а) государству;

· б) нации;

· в) экономике;

· г) науке;

· д) религии.

· 132. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

· а) Тойнби;

· б) Шпенглер;

· в) Маркс;

· г) Конт.

· 133. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

· а) теократическое государственное образование;

· б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

· в) определенный уровень научно-технического развития;

· г) бесклассовое общество.

· 134. С точки зрения С.Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

· а) конфликту;

· б) миру;

· в) самоизоляции цивилизаций;

· г) единой цивилизации;

· д) бесклассовому обществу.

· 135. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

· а) монархическая;

· б) республиканская;

· в) судебная;

· г) исполнительная;

· д) религиозная.

· 136. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

· а) государство есть божественное образование;

· б) государство основывается героической личностью;

· в) государство существовало всегда;

· г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

· 137. Гражданское общество - это:

· а) ветвь государственной власти;

· б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

· г) партийная политическая система;

· д) конституционная форма правления.

· 138. «Формация» является ключевой категорией в учении:

· а) Маркса;

· б) Платона;

· в) Канта;

· г) Ницше.

· 139. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

· 3а) Античность · 1. Люди, живущие в соответствии с установленным общественным договором; ·
· 4б) Средние века · 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется · выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.); ·
· 1в) Новое время · 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. ·
· 2г) XX в. · 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному»

·

·

·

· 140. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

1) Шпенглер;
2) Маркс;
3) Тойнби;
4) Конт.
· 24а) формационный подход;
3б) цивилизационный подход;

Наши рекомендации