В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
а) Античность;
б) Средневековье;
в) Возрождение;
г) Просвещение.
86. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
87. Первым объединил сознание и психику:
а) Бэкон;
б) Шеллинг;
в) Фрейд;
г) Гегель;
д) Кант.
88. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
г) это - глобальное свойство материи.
89. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
90. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
91. Выделите три наиболее характерные функции языка:
а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
б) отражательная (инструмент познания);
в) политическая;
г) литературная;
д) коммуникативная.
Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
а) мышление;
б) язык;
в) одновременно;
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
93. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способностью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
94. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
а) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
95. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
4а) безусловные рефлексы у животных;
3б) условные рефлексы у животных;
2в) раздражимость у амебы;
5г) сознание человека;
1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
96. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
4а) сознание - функция мозга по отражению действительности;
3б) сознание - свойство человеческого организма;
2в) сознание - божественный дар;
1г) сознание - душа.
РАЗДЕЛ 3.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
· 97. Индивид в философии понимается, как:
· а) синоним понятия «человек»;
· б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
· в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
· г) совокупность физических способностей отдельного человека;
· д) социальная «маска».
· 98. Личность в философии понимается, как:
· а) синоним понятий «индивид», «человек»;
· б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
· в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
· г) совокупность физических способностей отдельного человека;
· д) социальная «маска».
· 99. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:
· а) возрастные отличия;
· б) физические отличия;
· в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;
· г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).
· 100. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
· а) индивид;
· б) индивидуальность;
· в) личность;
· г) субъект;
· д) особь.
· 101. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;
· а) исследует биологические параметры человека;
· б) исследует происхождение и становление человека;
· в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;
· г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;
· д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.
· 102. Термин «антропогенез» означает:
· а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 103. Термин «филогенез» означает:
· а) процесс развития человека от первобытности до современности;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс формирования государства;
· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 104. Термин «онтогенез» означает:
· а) процесс развития человека от первобытности до современности;
· б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;
· в) процесс формирования «сверхчеловека»;
· г) процесс формирования государства;
· д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
· 105. Средневековые философы утверждали, что человек:
· а) есть результат биологической эволюции;
· б) создан по образу и подобию Божьему;
· в) есть продукт социальной действительности;
· г) есть продукт речевой активности.
· 106. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:
· а) эмоциональность;
· б) набожность;
· в) разумность, рациональность;
· г) креативность.
· 107. Биологизаторские концепции утверждают, что:
· а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;
· б) жизнь человека определена его генотипом;
· в) жизнь человека определена процессом воспитания;
· г) жизнь человека определена роком (судьбой).
· 108. Категория «деятельность» означает:
· а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;
· б) инстинктивную активность живого существа;
· в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);
· г) воздействие объекта на субъект.
· 109. Процесс социализации означает:
· а) активное участие человека в общественной жизни;
· б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;
· в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;
· г) участие человека в социалистическом движении.
· 110. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):
· а) культура - это обычай, язык;
· б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);
· в) культура - это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;
· г) культура - это, прежде всего, явление искусства.
· 111. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
· а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
· б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
· в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
· г) жить — значит из всего извлекать пользу;
· д) жизнь - это стремление к богу.
· 112.. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
· а) выбора;
· б) вины;
· в) непреодолимой силы;
· г) необходимости;
· д) предопределенности.
· 113. Дополните недостающие парные этические категории:
· а) добро - зло;
· б) свобода - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
· в) жизнь - смерть;
· г) права - ОБЯЗАННОСТИ
·
· 114. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:
· а) онтология;
· б) аксиология;
· в) эстетика;
· г) этика;
· д) антропология.
· 115. Аксиология — это учение о:
· а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
· б) о красоте;
· в) о добре и зле;
· г) о духовной культуре общества и человека;
· д) учение о сущности человеческой истории.
· 116. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:
· а) навязывания другим своего мнения;
· б) посягательства на жизнь другого человека;
· в) посягательства на имущество другого человека;
· г) командования другими людьми.
117. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира (укажите все правильные варианты):
· а) открытие клетки;
· б) создание гелиоцентрической системы мира;
· в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;
· г) теория тепловой смерти Вселенной;
· д) теория бессознательного.
· РАЗДЕЛ 4.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
· 118. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
· а) антропосоциогенез;
· б) социал-дарвинизм;
· в) космогенез;
· г) историософия.
· 119. Наиболее закрытой социальной группой является:
· а) род;
· б) класс;
· в) каста;
· г) сословие;
· д) страта.
· 120. Понятие класса является ключевым в философии:
· а) Сен-Симона;
· б) Гоббса;
· в) Маркса;
· г) Гегеля.
· 121. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:
· а) конвенциональной;
· б) социально-экономической;
· в) патерналистской;
· г) теократической;
· д) психологической.
· 122. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:
· а) Хангтинтоном;
· б) Данилевским;
· в) Шпенглером;
· г) Моисеевым.
· 123. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:
· а) конец политики;
· б) конец истории;
· в) конец экономики;
· г) конец государства;
· д) конец человека.
· 124. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:
· а) причины и следствия;
· б) вызова и ответа;
· в) борьбы классов;
· г) борьбы рас.
· 125. Составлением глобальных прогнозов занимается:
· а) информатика;
· б) евгеника;
· в) синергетика;
· г) космология;
· д) футурология.
· 126. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:
· а) духовная сфера;
· б) семиосфера;
· в) ноосфера;
· г) стратосфера;
· д) биосфера.
· 127. В современности господствующим типом культуры является:
· а) поп-культура;
· б) элитарная культура;
· в) контркультура;
· г) антикультура;
· д) маргинальная культура.
· 128. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
· а) культурология;
· б) социальная философия;
· в) гносеология;
· г) политология;
· д) экономика.
· 129. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
· а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
· б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
· в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
· г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
· 130. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
· а) семья;
· б) государство;
· в) собственность;
· г) власть;
· д) закон.
· 131. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
· а) государству;
· б) нации;
· в) экономике;
· г) науке;
· д) религии.
· 132. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):
· а) Тойнби;
· б) Шпенглер;
· в) Маркс;
· г) Конт.
· 133. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.
· а) теократическое государственное образование;
· б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;
· в) определенный уровень научно-технического развития;
· г) бесклассовое общество.
· 134. С точки зрения С.Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:
· а) конфликту;
· б) миру;
· в) самоизоляции цивилизаций;
· г) единой цивилизации;
· д) бесклассовому обществу.
· 135. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):
· а) монархическая;
· б) республиканская;
· в) судебная;
· г) исполнительная;
· д) религиозная.
· 136. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:
· а) государство есть божественное образование;
· б) государство основывается героической личностью;
· в) государство существовало всегда;
· г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.
· 137. Гражданское общество - это:
· а) ветвь государственной власти;
· б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;
· г) партийная политическая система;
· д) конституционная форма правления.
· 138. «Формация» является ключевой категорией в учении:
· а) Маркса;
· б) Платона;
· в) Канта;
· г) Ницше.
· 139. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:
· 3а) Античность | · 1. Люди, живущие в соответствии с установленным общественным договором; · |
· 4б) Средние века | · 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется · выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.); · |
· 1в) Новое время | · 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. · |
· 2г) XX в. | · 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному» |
·
·
·
· 140. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:
1) Шпенглер; |
2) Маркс; |
3) Тойнби; |
4) Конт. |
· 24а) формационный подход; |
3б) цивилизационный подход; |