Типаса. Базилика. Сер. V в. Общий вид
территории приводила к взаимовлиянию художественных школ, обмену композиционными идеями и декоративными формами. С середины V в. ведущая роль в распространении нового начинает закрепляться за районами Эгейского моря с Константинополем во главе.
Наиболее единообразным оказалось строительство церквей в Риме. В крупнейших постройках, возводимых по заказу императора или папы, мы встречаемся с импозантностью форм позднеримской архитектуры (базилики Сан-Паоло, Санта-Мария Маджоре). В большинстве же остальных доминирует тип трехнефной базилики меньших размеров, более простой по композиции, с упрощенно расчлененными массами и потому как бы более легкой, прозрачной. Для всех построек характерна вытянутость с запада на восток, ощутимость параллельного движения нефов к алтарной части. Осевое движение повторяется колоннадами, аркадами над ними, рядами окон клирестория. Пропорции нефов становятся более вертикальными, поверхности стен теряют пластичность членений, покрытые мраморной облицовкой или мозаиками стены выглядят облегченными плоскостями. Элегантным образцом такой архитектуры является Санта-Сабина.
Подобные же традиции питают строительство в Северной Африке. В качестве стандартного типа здесь используются трехнефные базилики. Они короче римских, но осевое движение нефов в них также подчеркнуто. {578} Апсида часто располагается выше уровня основного помещения и отделяется от не-
Церковь св. Сергия и Вакха. До 536 г. Интерьер.
Константинополь {579}
го колоннадой. В пространство центрального нефа выносится алтарь с ограждающим парапетом. Однако в Северной Африке вариантов значительно больше, и они разнообразнее. Часто встречаются огромные комплексы, базилики которых имеют семь и даже девять нефов, например Типаса (Алжир, середина V в.). Вокруг базилик возникают целые кварталы христианских построек — Джемила (Алжир, начало V в.), возводятся очень развитые и четко спланированные монастырские ансамбли, например Тебесса (Алжир, IV—VI вв.).
Грандиозный комплекс Дамус Эль Карита (Тунис, IV в.), сложностью и индивидуальностью композиции выдает влияние построек константиновского времени — полукруглый огромный атриум, пересекающий почти в середине девятинефную базилику трансепт. В V в. в Тебессе, Тигцирте (Алжир) наличие хор над боковыми нефами, отделение боковых нефов от центрального парапетами в интерколумниях свидетельствуют о воздействии архитектуры константинопольского круга.
Особая по стилю архитектура получила распространение во внутренних районах Сирии. В небольших по размерам, коротких базиликах опорами служили колонны или столбы. Атриум отсутствовал. Внутри в центральном нефе размещались экседры, в которых находились священники во время литургии катехуменов. Входы в базилику чаще располагались на южном фасаде, полукруглые изнутри апсиды с симметричными пастофориями с северной и южной сторон снаружи вписывались в прямоугольные очертания.
Строители этих храмов обнаружили удивительный вкус к композиции из упрощенных геометрических объемов. Игра кубических форм, как бы составляемых, нередко поражает странностью пропорций, ощущением замкнутости каждого блока и общей ритмической подвижностью, массивностью кладки стен из крупных тесаных блоков белого камня и одновременным вниманием к окнам, их обрамлениям и группировкам. Это искусство на первый взгляд кажется несколько примитивным, хотя и чрезвычайно изобретательным в функциональных и типологических вариациях. Большое распространение получили монастырские комплексы.
Очень быстро, уже в последней трети V в., специфический язык сирийской архитектуры достигает совершенства. Он ничуть не теряет в своей оригинальности и при этом обогащается опытом константинопольской и, вероятно, антиохийской архитектуры. Одним из лучших является монастырский комплекс в Калат-Семане (Сирия, 480—490 гг.). В огромном крестообразном храме, каждый из рукавов которого представляет трехнефную базилику, центральное ядро — мартирий Симеона Столпника — имеет вид восьмигранника с экседрами у диагональных граней; в центре его находится столп.
Возможно, что центральное пространство завершалось пирамидальной деревянной кровлей.
Под влиянием подобных памятников на рубеже V—VI вв. строится ряд базилик. Они становятся крупнее, их формы приобретают торжественную уравновешенность, даже некоторую триумфальность — Турмании, Калб-Лузе (Сирия). Ощущение сложности и развитости искусства увеличивают портики и аркады главного и боковых фасадов, симметрично расположенные башни, весьма развитая декорация фасадов. Массивность стен, как и раньше, ощутима, при этом стены сложно и изящно расчле-{580}нены,