О том, что такое магия, из чего она состоит и каким должен быть тот, кто ей занимается
Магия есть удивительного свойства полная высочайших тайн способность, заключающая в себе глубочайшее созерцание наиболее скрытых вещей совместно с их природой, мощью, качеством, субстанцией и свойствами, а также знание всей природы, что наставляет нас относительно различия и согласия вещей друг с другом, благодаря чему она производит удивительные действия, соединяя свойства вещей посредством наложения одного на другое с их низшими, подчиненными субъектами и в конце концов связывая и соединяя их силами и свойствами высших тел. Это наиболее совершенная и главная наука, скрытый и тонкий вид философии, имеющей наивысший сорт совершенства из всех наиблистательнейших философий. Она делится на физику (physicam), математику (mathematicam) и теологию (theologiam). Физика изучает природу вещей, которые существуют в мире, изыскивая и исследуя их причины (causas), действия (effectas), времена (tempora), различия мест (loca), способ существования (modos), возможности (eventus) и их полноту (integritates) и части (partes), как в стихах:
…для чего, свой круг разделив соразмерно на части,
Солнце сроки вершит, проходя сквозь двенадцать созвездий.
Мы не напрасно следим, как заходят и всходят созвездья,
Как изменяются, в чем, четыре времени года.
А чтоб узнать мы могли заране по признакам верным,
Будет ли зной, или дождь, или ветры, несущие холод,
Сам повелел нам Отец доверять луны предсказаньям,
Знать наперед, под созвездьем каким обрушатся Австры…
Физика, которая является спекулятивной наукой о естественных вещах, включает в себя и все то, что говорит Вергилий помимо этого далее:
…пути мне покажут небесных созвездий,
Муку луны изъяснят и всякие солнца затменья.
Землетрясенья отколь; отчего вздымается море,
После ж, плотины прорвав и назад отступив, опадает;
И в океан почему погрузиться торопится солнце
Зимнее, что для ночей замедленных стало препоной.[65]
Математика же изучает количественную часть естественных тел как протяженных в трех измерениях и дает понимание движения и хода небесных тел, согласно стихам:
…о блужданьях луны, о трудных подвигах солнца,
Люди откуда взялись и животные, дождь и светила,
Влажных созвездье Гиад, Арктур и двойные Трионы,
Зимнее солнце спешит отчего в Океан окунуться,
Летняя ночь отчего спуститься медлит на землю.[66]
Наконец, теологическая философия, или богословие, учит нас, что такое Бог, Разум, Ум, Ангел, Демон, Душа, Религия, Таинства, Ритуалы, Храмы, Наблюдения и тайные Мистерии; она толкует о вере, о чудесах, о свойствах слов и фигур, о секретных операциях и таинственных знаках и, как говорит Апулей, учит нас правилам и искусству церемониальных законов, истинности святых вещей и правилам религий. Говоря в немногих словах, магия охватывает, соединяет и приводит в действие эти три главные способности. В этом смысле древние чтили ее как наиболее возвышенную и тайную философию.
Ее применяли авторы самые знаменитые, главные среди которых – Замолксис и Зороастр – так сильно выделяются, что многие из изобретателей этой науки: Аббарис, Гиперборей, Дамжерон, Евдокс, Гермипп – следовали по их стопам, а другие прославленные авторы, как Меркурий Трисмегист, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Прокл, Дардан, Орфей Фракийский, Гог Греческий, Герма Вавилонский, Аполлоний Тианский и Осфаней, также замечательно писали об этой науке. Те книги, что были утеряны, восстановлены Демокритом Абдерским[67]и сопровождены его комментарием. Кроме того, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон и многие из наиболее значительных философов совершали целые путешествия, чтобы изучить магию, и, возвратившись, подчеркивали свое уважение к ней и держали ее в большом секрете. Известно, что Пифагор и Платон ездили в святилища Мемфиса, чтобы ее изучать и что они проехали почти всю Сирию, весь Египет, Иудею, заходили в школы халдеев, стремясь не оказаться в неведении относительно великих и таинственных принципов магии и овладеть этой божественной наукой.
Итак, нужно, чтобы те, кто собирается изучить эту науку, в совершенстве владели физикой, раскрывающей качества вещей и тайные свойства любого существа; чтобы они хорошо знали математику, познающую фигуры и виды звезд, так как от них зависят свойство и способность любой вещи, и чтобы они хорошо изучили теологию, благодаря которой познаются нематериальные субстанции, распределяющие и управляющие вещами. Только так можно обрести возможность понимать магию, поскольку нет никакой совершенной работы в магии, ни даже настоящей магии, которая не заключала бы в себе эти три способности.
Глава третья