Древнегреческая философия. Основные черты.
Западная философия родилась в Греции. Она явилась результатом высочайшего культурного развития, достигшего кульминации в V веке до н.э. — веке Перикла – и IV в. до н.э. (классика) – в эпоху Сократа, Платона, Аристотеля. Этот взлет называют «эллинским чудом». Античная философия охватывает период около одной тысячи лет – VI в. до н.э. – VI в. н.э., уступая место средневековой философии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции. Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития). Второй отличительной чертой античной философии является ее космоцентризм, когда Космос, Вселенная, принципы и основы ее существования ставились в центр рассмотрения. Третьей характерной чертой античной философии является антропологизм, т.е. направленность на человека, на постижение сущности его бытия. Однако эта черта начинает проявляться с греческой классики (с сер. V в. до н.э.), а именно с учений софистов и Сократа, которые поставили в центр осмысления человека, личность, этику, познание. Протагор, основатель софистики, объявляет человека «мерой всех вещей». Наконец, важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направление развития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос – с греч. – слово, учение). На этом остановимся несколько подробнее, т.к. это движение означает тенденцию развития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли. Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества. Мифология есть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Поскольку еще не было философии, этот процесс объяснения и осмысления окружающего мира шел через персонифицирование, или – создание образов богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В древнегреческой мифологии реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. (Люди переносили на богов свои эмоции, оттенки характеров, чувства, страсти и т.д.). Хотя обожествляться могут различные существа (животные, растения), неодушевленные предметы. (Выдра, например). Таким образом, мифология представляет собой образно-художественный способ объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое объяснение мира продуцирует рассказы о его происхождении и творении. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства. Мифологическая форма культуры сформулировала первые идеи, способ рассмотрения отношения человека к природе, сознанию, процессу познания, которые затем продуцируют собственно философско-научное знание. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Ни философия, ни наука, ни реальная жизнь не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя оспорить (так же, как и веру), т.к. они не могут быть обоснованы и восприняты силой рациональной мысли. Мифы не выражены логически, следовательно, человек не может противопоставить им логическую аргументацию. (Как опровергнуть миф о псе Цербере, Хароне и т.д.?). В то же время – их надо знать, т.к. они составляют значимый факт культуры. Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые всецело написаны на почве мифологии. Вопросами о происхождении мира одним из первых задавался Гесиод (VП в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор «Труды и дни», «Теогония». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную богов. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами (философскими, понятийными, обобщающими) мышления. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, осуществляется переход от мифа к философии, от мифа к Логосу. Зарождается философия и вместе с ней аналитическая составляющая научных знаний, научных идей. Таким образом античная философия в VI в. до н.э. зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но предшествующая общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время. Рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, заменяет мифы как пред научное знание рациональными построениями. Подобное развитие идейной сферы в современной науке и обозначается как переход от мифа к логосу. Рассмотрим собственно становление античной философии.
5. Проблема сознания в философии.
Сознаниемв широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Философское учение о сознании являетсяметодологической основойрешения многих важнейших теоретических вопросов и практических задач. И это вытекает из природы сознания и его роли в жизни человека и общества.
Сознаниеесть сущностная характеристика человека и его деятельности. Сознание — особая форма регуляции взаимодействия человека с миром. Деятельность людей опосредуется сознанием. Прогресс общества, успех (или неудача) личности так или иначе связаны с их духовным состоянием. Сейчас, в сложнейших условиях современности, человеку и человечеству нужно подлинно культурное,действенноесознание. Думается, что только такое сознание способно
определить подлинный смысл человеческого бытия и подлинные человеческие ценности, решить глобальные проблемы современности. Актуальные, современные проблемы обучения, образования и воспитаниятакже органически связаны с пониманием природы и механизма функционирования сознания. Определяющая роль сознания в структуре личности нашла выражение в пословице: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».
Прежде чем рассматривать проблему сознания по существу, необходимо сделать несколько замечаний об отношении некоторых философов и ученых к возможности познания происхождения и природы сознания.В этой связи характерна позиция немецкого ученого второй половины XIX – начала XX века Эрнста Геккеля. В 1899 году он издал книгу «Мировые загадки». В ней автор рассматривает семь важнейших философских проблем, в том числе проблему появления сознания и проблему языка и мышления. Парадоксально, но, по мнению этого естествоиспытателя-материалиста (выдающегося биолога своего времени), несмотря на то, что над мировыми загадками с древнейших времен билось и бьется человечество, они не могут быть решены никогда. В какой-то мере агностическую позицию занимают такие философские течения, как неопозитивизм, экзистенциализм,
постмодернизми другие. Безусловно, проблема сознания чрезвычайно сложна и до сих пор не решена. Однако в противоположность иррационализмудиалектико-материалистическаяфилософия признает принципиальную возможность
познания происхождения и природы сознания.
Сознание, как сложное многогранное явление, изучается различными науками: психологией, логикой, языкознанием, психиатрией, семиотикой, информатикой, кибернетикой, нейрофизиологией и т. д. Однако каждая из частных наук исследует сознание под своим углом зрения. В этом смысле
их подход к сознанию оказывается ограниченным и односторонним, поэтому все специальные науки данного плана нуждаются в философском понимании сознания как более общем подходе к нему и общей методологической предпосылке для решения своих специальных целей и задач.
В самой философии проблема сознания является самой трудной проблемой. Трудность решения проблемы сознания вообще прежде всего определяется спецификой егоонтологической природы. Проявления сознания непосредственно не воспринимаются, сознаниене имеетчувственных параметров. Оно проявляется через язык и человеческую деятельность. Сознание есть субъективная реальность, оно по своей природе «идеально» (в противоположность материальному). Специфика философского подхода к сознанию заключается в том, что это мировоззренческий подход. Философия стремится ответить на вопрос: «Что такое сознание как таковое? Какова его сущность и происхождение?». При этом сама философия, конечно, опирается на достижения частных наук. Таким образом, важность проблемы сознания определяется насущными потребностями науки и практики. Однако следует еще раз отметить, что несмотря на огромные усилия философии и частных наук, проблема сознаниядалека от своего решения. Так, остаются открытыми следующие вопросы: содержание чужого сознания (проблема понимания и перевода в широком смысле), связь сознания и языка, возможность экстрасенсорного восприятия (в частности, проблема телепатии) и другое.