Происхождение, основные характеристики, структура и функции сознания
Сознание как определяемое бытием и выступает прежде всего, в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением.
Общественная природа сознания отчётливо видна в его органической связи с языком и с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придаёт сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными ([8.1).
Сознание – это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции, и наоборот – чем больше мы познаём мир, тем богаче наше сознание.
Следующий важный элемент сознания – внимание,способность сознания концентрироваться на определённых видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своём фокусе. Далеё, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить её, а также использовать ранеё приобретённые знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определённого отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранеё следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определённой цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей всё остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание – своёобразный центр нашего сознания, интегрирующеё начало в нём. Самосознание – это сознание человеком своёго тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своёго места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый – уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своёго тела и его включённости в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеёт возможности свободно ориентироваться в нём. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания – возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причём способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами – предметностью и рефлективностью. Первое свойство даёт возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же – это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознаёт своё «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своём отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определённые жизненные ориентиры.
Основные функции сознания:
– познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке;
– конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе;
– регулятивно управленческая,обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром;
– прогностическая,позволяющая предвидеть будущеё, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их;
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Познание как постижение истины. Классическая концепция истины.Истина предстает как одна из возможных характеристик знания (знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, частным, полезным и т.д.). Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания.
Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины:
· действительность не зависит от мира знания,
· между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
· существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
· сама теория соответствия логически непротиворечива.
В реальном опыте классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями, в ходе осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты переосмысливались и подвергались критическому анализу. Эти гносеологические затруднения связаны с :
- понятием действительности (ее природой),
- проблемой соответствия наших знаний действительности,
- проблемой критерия истины,
- характером логических противоречий в структуре классической концепции истины и т.д.
Разрешение этих и других проблем классической концепции истины требовало дальнейшего развития и новых решений вопроса об истине, в результате чего в философском знании сформулированы новые концепции истины, связанные с уточнением и развитием основных характеристик истины и ее соответствия её объективному миру. В рамках альтернативных подходов к теории истины можно выделить несколько концепций, среди них - когерентная теория истины (О.Нейрат, Р.Карнап и др.), где вопрос об истине сводится к проблеме согласованности и непротиворечивости знаний (непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру). Семантическая концепция истины (разработана А.Тарским) предлагает устранить логические противоречия классической концепции. Здесь исключается понятие приближенной (относительной) истины, предлагается создание формализованного языка и использование его в науке, что позволяет устранить различие между использованием терминов и освободиться от противоречий. Прагматическая концепция истины (Ч.Пирс, У.Джемс) утверждает, что сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием – полезностью данного утверждения для действия, т.е. фактически устанавливается не истина, а практическая полезность знаний. Конвенционалистская (А.Пуанкаре, К.Айдукевич и др.) интерпретирует истину как результат соглашения научного сообщества, определяемого выбором понятийного и логического аппарата научной теории. Развивается так же диалектико-материалистическая концепция истины (здесь разрабатывается учение об объективности и конкретности истины, её диалектическом характере - как движении знания от относительной к абсолютной истине).
Научное познание, его специфика. Формы и методы научного познания. Позитивизм. Неопозитивизм.Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.
Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы. Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы еоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов: 1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».) 2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает. 3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение. Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями. Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон. Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру. Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):
• редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней; • эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений; • рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д. Эти принципы делают науку в отличие от религии: а) наднациональной, космополитной; б) она стремится стать единственной; в) научные знания надличностны; г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д. В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала. Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления. К эмпирическим методам относятся: • наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;
• измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта; • моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно. К теоретическим методам научного познания относятся:
• индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.); • дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим
Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания. Исторический метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики. Логический метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез).
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм— основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.