Общая конфигурация гороскопа здесь - локомотив.
Можно видеть, что все планеты находятся в пределах двух третей гороскопа, оставляя свободным один сектор в 120 градусов. Такая ситуация часто связана с человеком, который тратит много труда, чтобы преуспеть. В качестве мотора в этом локомотиве выступает Плутон. Он подталкивает Хемингуэя к действию и играет важную роль в его гороскопе, поскольку это наиболее высоко расположенная планета и часть большого мутабельного Т-квадрата. И эта идущая от Плутона движущая сила толкала нашего героя постоянно (Плутон имеет только вызывающие аспекты) и, по-видимому, заставляла Хемингуэя доказывать самому себе и другим собственную ценность и важность, доказывать, что он и только он будет распоряжаться собственной жизнью, независимо от того, придется ли ему охотиться на африканских львов, принимая участие в сафари, сражаться на баррикадах в Испании или дрессировать тех же львов для цирка.
Вот что по этому поводу говорил А. Е. Хотчнер: "Я заметил, что у Эрнеста на плече было три глубоких шрама, и спросил его об этом. Это от кошечек - ответил он. - У нас неподалеку был цирк, а там были две пятилетние львицы, дивное рычание которых можно было слышать рано по утрам. Я подружился с укротителем, и он разрешил мне поиграть с ними, используя обрывок газеты, но не поворачиваться же к ним спиной. Я сказал, что ударить льва может оказаться опасным для писателя, который и дальше хотел бы заниматься своей работой. Хозяйка Мери поладит с тобой, - ответил Эрнест. - Я обещал ей, что не буду дразнить львов, пока не закончу книгу, но знай, что нет в мире ничего сильней и лучше, чем игра с опасностью". Это от Плутона - он любит рисковать и играть с опасностями, и чем опасность больше, тем лучше. Его принцип - все или ничего. А Близнецы хотят рассказывать истории.
Дома здесь хорошо уравновешены: две планеты – в домах жизни, три - в домах пользы, две - в домах отношений и три - в домах завершения. Единственное, что подчеркнуто, - это то, что пять планет находятся в угловых домах, а это подтверждает потенциал Хемингуэя, склонность к активному действию и потребность быть инициатором и исполнителем в одном лице. Стихии поделены поровну, и поэтому окончательной планетарной печати не получается. Но разделение по качествам показывает, что пять планет вместе с Асцендентом и Зенитом находятся в мутабельных знаках. Хемингуэй был многогранным, склонным к сочувствию, его планы и настроения часто менялись, у него была прекрасная интуиция, а его ум мог быть гибким и проницательным.
Вот как его описывает Карлос Бейкер: "Сентиментальный человек, который легко может расплакаться, и хулиган, который бьет своей яростью, как палкой; вечный ученик, читающий без разбору все подряд; великолепный натуралист, любознательный исследователь, наблюдатель, который помнит все, внимательный посетитель выставок и страстный учитель".
В этом гороскопе мы не находим конечного управителя и взаимной рецепции, но управитель гороскопа Меркурий во Льве в двенадцатом доме говорит о многом. Он указывает на человека, который живет скромно, уединенно, занят своей частной жизнью и неведомым. Однако личность Льва тянет к драматическим переживаниям, романтическим приключениям, он стремится быть в центре общественного внимания, пользоваться славой, испытывать гордость в связи со своей ценностью и достижениями, наслаждаться творчеством, радостно вести к свету. Эти разнообразные чувства привели к тому, что сложная личность Хемингуэй так и не смогла найти равновесие между своими противоположными частями, которые боролись между собой всю жизнь.
Хотчнер говорит: "Вопреки всем своим храбрым подвигам и исключительной внешности Эрнест был застенчивым, избегал общественных выступлений из-за своей исключительной стыдливости. Его тщательно составленную ответную речь, которую он должен был прочесть при получении Нобелевской премии в Стокгольме, вместо него прочитал американский посол в Швеции".
Один из ключей к этому гороскопу надо искать в Т-квадрате Плутона и Нептуна, в Близнецах в десятом доме и в оппозиции с Сатурном в Стрельце в четвертом, где все три планеты находятся в квадратуре с Марсом в Деве в первом доме. Мутабельный Т-квадрат делает личность ориентированной на идеи и людей. Нерешительность и колебания, которые часто проявляются в связи с мутабельными ситуациями, в данном случае сведены к минимуму, потому что здесь имеется угловой Т-квадрат, и, следовательно, он полностью ориентирован на деятельность. С Марсом в качестве центральной планеты Хемингуэй имел много энергии, которую мог направить на литературную работу. Однако у Марса три квадратуры, которые ничем не компенсированы (то есть нет ни секстиля, ни трина), что может приводить к образованию избыточного "пара" (Марс огненная планета, а Нептун - водная) и пыли (Марс - огонь. Сатурн - земля). Открытое пространство Т-квадрата всегда является чувствительным местом. В случае Хемингуэя - это седьмой дом, что частично объясняет его потребность строить личные отношения на прочном основании. Т-квадрат здесь еще более важен, так как у него малое число межпланетных аспектов. А чем меньше аспектов, тем больше нагружаются имеющиеся. Позже мы проанализируем Т-квадрат детальнее, но уже и этот обзор нам дает достаточное представление о Хемингуэе как о человеке.
Теперь можно добавить еще некоторые подробности. Можно заметить, что Плутон находится в шестнадцатом градусе Близнецов на фиксированной звезде Ригель, которая обещает одаренность в искусстве. Венера в тринадцатом градусе Рака в соединении с Сириусом, что предвещает честолюбие, славу и богатство. Марс в двадцать первом градусе Девы в соединении со звездой Денеболой дает способность к критике и настойчивость. Дополнительный акцент нужно сделать на Венере, Уране и Сатурне, так как они находятся в критичных градусах. Венера - это планета, которая здесь "восходит на востоке", то есть непосредственно предшествует Солнцу, что делает принципы Венеры (любовь, привязанность, партнерство, искусство, красота, польза, общественные инстинкты) наиболее важными чертами и особенностями личности Хемингуэя. Все это будет дополнительно подтверждено, когда перейдем к более подробному анализу гороскопа. (Фиксированные звезды, критические градусы, планеты, восходящие на востоке, и т. п. можно найти во второй книге этой серии).
Идя дальше, начнем с того, что можно назвать внутренней личностью. Солнце в Раке в одиннадцатом доме. Управителем этого дома является Луна, которая находится в Козероге в пятом доме. Из этого следует, что, хотя Хемингуэй предан дому и семье, положение одиннадцатого дома делает Хемингуэя общественно ориентированным и меньше привязанным к матери. Он был мечтательный, совестливый и открытый, и для него много значило, что о нем думают другие. Ему было нужно, чтобы он был нужен другим, и это видно по тому, как он пытается помогать и противостоять обстоятельствам, как это было, например, в случае, когда он спас жизнь своей жены Мери, когда доктора отвернулись от нее, или по его заботе о бездомных животных.
Хотчнер вспоминает: "В своем гараже Эрнест оборудовал настоящую больничную палату для раненой совы. Он поставил там большую коробку, дно которой вымостил камышом. Он был очень озабочен ее питанием, и сам каждую ночь ловил для нее мышей, чтобы наутро у совы было свежее мясо. А так как ей нужно было много еды, то на обед он приносил ей куриные и утиные головы. Кроме того, он заботился о том, чтобы ей не было скучно. "Конечно, питание - важная вещь, но не менее важно и развлекаться". И только тогда, когда он обнаружил на подстилке достаточное количество помета, он вздохнул спокойно. Сова и Эрнест настолько сдружились, что она садилась ему на руку, и только иногда, когда она была чем-то рассержена, могла клюнуть его в палец".
Следующее наблюдение Хотчнера описывает чуткую и заботливую (Рак) сторону характера Хемингуэя, пожалуй, еще более остро и трогательно: "Как-то в послеобеденное время какой-то черный пес, вероятно охотничий, приблудил в расположенный в Солнечной долине лыжный домик Хемингуэя. Он был голоден, перепуган и сильно промерз. Возможно, он сбежал, перепуганный стрельбой. Эрнест забрал его с собой на Кубу, терпеливо, с любовью заботился о нем, пока не привел его в нормальное состояние. Он вернул ему веру в себя и хорошее настроение, так что в конце концов пес, по-видимому, вообразил себя таким же писателем, как и его новый хозяин. "Ему нужно десять часов, чтобы выспаться, но даже когда он устает, он все равно верно следует за мной. Когда я не работаю над книгой - он счастлив, а когда я пишу - ему приходится трудно. Он привык ко мне и расцветает, когда я могу уделить ему время, а когда я работаю, он смотрит на меня широко раскрытыми глазами даже тогда когда это ему трудно", - говорил об этом Хемингуэй".
Эмоциональная уверенность, особенно с управителем Солнца в Козероге, была еще одной из главных потребностей в жизни Хемингуэя, и он к ней ревностно стремился. Ему нужен был кто-то, на кого бы он мог опереться. Он надеялся получить от своих жен то эмоциональное тепло, которого, как он чувствовал, он не дополучил от своей матери. Но больше всего он хочет преуспеть и обрести уверенность в творчестве, любви, романтике, приключениях, развлечениях и спорте. Это все проявления пятого дома, связанные с положением его управителя.
Как вспоминает Хотчнер: "Эрнест упорно и сосредоточенно работал, пока писал, а когда не писал - расслаблялся, полностью посвящая себя отдыху. Он отодвигал все заботы, чтобы они не мешали развлекаться".
Козерог действует здесь на Солнце таким образом, что оно оказывается источником честолюбивых устремлений и полной отдачи всему, с чем Хемингуэй сталкивался. Как он сам говорил: "Нужно любить свою работу и относиться к ней со священным трепетом".
Солнце в декане Рыб - это дополнительное подтверждение чувствительности Хемингуэя, которая хотя и является чертой его характера, но открывается она только близким и друзьям (Солнце в одиннадцатом доме). Можно напомнить, как он интуитивно понимал проблемы Скотта Фитцджеральда и как он написал об этом их общему издателю Максу Перкинсу: "Я всегда побаивался за него в том смысле, что он всегда жил только молодостью и в результате как бы сразу перескочил из молодых лет в старость, минуя зрелые годы. Работа бы ему помогла, но такая, не слишком большая - несколько строк время от времени. Но так как он оценивает эти строки тем, сколько за них платят, и количеством жизненных сил, которые пойдут на них, это отвлечет его и доставит хотя бы временное удовлетворение".
А Фитцджеральду он написал: "Забудь свою личную трагедию. Все мы прокляты с самого начала - разве каждый из нас, а ты особенно, не должен вымучить себя, выдавить из себя все, что только возможно, прежде чем получится что-нибудь стоящее. Если тебе будет совсем тяжело, вспомни об этом - не обманывай себя. Относись к этому как исследователь".
Такая забота и внимание всегда были частью личности Хемингуэя, но мало кто из находившихся вблизи замечал это.
Одиннадцатый дом с Солнцем обычно говорит о направленности на цель, и Хемингуэй здесь не был исключением. Всегда готовый ответить на вызов, он, когда чувствовал, что ему чего-то не хватает, сам создавал такие ситуации, в которых приходилось отвечать на вызов. Отличный организатор, он любил руководить организацией охоты, пикников и сафари. Его Асцендент в Деве и Луна в Козероге подтверждают сказанное. И как это часто случается с Солнцем в одиннадцатом доме, символическом доме Водолея, он был первым в своей сфере и создал свой литературный стиль, каким до этого никто не писал в США.
Солнце в квадратуре с Юпитером указывает на своеобразный эгоцентризм Хемингуэя, на что указывает и владелец его гороскопа во Льве. Поскольку Юпитер всегда дает преувеличение в соответствующей сфере, то в данном случае это может усиливать существовавшую у Хемингуэя потребность отличаться физической исключительностью, что часто требовало преувеличений в пище, выпивке и сексе. У Хемингуэя всю жизнь были проблемы с весом. При высоте в метр восемьдесят он редко весил меньше 95 килограммов, а иногда его вес доходил и до ста. Он считал бы настоящим успехом, если бы ему удалось уменьшить вес до 75 килограммов (в конце жизни, когда он был на лечении в больнице, он сумел приблизиться к этому идеалу), а обычно он был в таком состоянии, что о диете не могло быть и речи. Как-то на Кубе в 1952 году, как он пишет об этом в письме Гарри Брейту, он был в подавленном настроении, когда неожиданно в любимом баре "Флорида" встретил какого-то своего приятеля, и там он за компанию плотно поел и выпил 18 двойных холодных коктейлей без сахара, в которых в общей сумме содержалось пол-литра рома! Затем пошел домой, принял несколько таблеток витамина В и потом читал целую ночь.
Как Хемингуэй писал своему издателю Чарльзу Скибнеру: "Я не могу удалить из своего меню пирожные и кексы, потому что никогда их не ем, а необходимое количество сахара получаю из алкогольных напитков".
Хемингуэй был постоянно пьян. Время от времени он устраивал попойки, а потом лечился большими дозами витамина, поскольку считал, что витамины способны ослабить эффект пьянства, благодаря чему он не станет алкоголиком, как это случилось с его старым другом Скоттом Фитцукеральдом.
Солнце в трине с Ураном содействовало популярности Хемингуэя и указывает на человека с многочисленными талантами и энтузиаста. В случае Хемингуэя это усиливается Меркурием в секстиле с Нептуном, Марсом в квадратуре с Нептуном и Юпитером в трине с Нептуном. Этот трин способен направить человека на борьбу за идеи, а у Хемингуэя их было достаточно. Он презирал политиков, бюрократов, пропаганду, но больше всего - тиранию. Он считал, что власть тем лучше, чем меньше она правит. Он ужасался тому, что современная цивилизация уничтожает природу, и он своим словом и делом боролся с этим сколько мог.
С Солнцем в секстиле с Зенитом успех в избранной области к нему пришел относительно легко, после того как он однажды принял решение относительно того, что для него главное и к каким целям он будет стремиться, а решил он стать репортером и посвятить свою жизнь литературной работе.
Солнце является сердцем этого гороскопа - оно здесь выражает самое главное. Вообще говоря, место, где находится Солнце, указывает на то, в чем человек будет блистать, а Хемингуэй хотел блистать между всеми своими друзьями и во всех общественных ситуациях, в которых он оказывался. Так что все, что видели в нем люди, было только той частью, за которую отвечает Солнце, все остальное было сочетанием влияния Солнца и влияний остальных планет, а особенно - Асцендента. Это хорошо видно в приведенной ниже версии Хемингуэя о том, как он познакомился с Марлен Дитрих.
"Знаешь, как мы познакомились. Немка и я? Однажды, когда я занимался контрабандой, я плыл на шикарном пароходе "Il de France", правда, третьим классом, но один мой приятель, плывший первым классом, одолжил мне свой запасной смокинг и сумел провести меня в ресторан на ужин. Кое-кто уже начал есть, когда на верху лестницы появилось это совершенно невероятное нечто в белом. Конечно, это была Немка. В длинном облегающем вечернем платье. Совершенно очевидно, что она была мастерицей в искусстве, которое называется "произвести впечатление", и сейчас она давала урок своего ремесла. Она значительно задержалась наверху, а потом медленно начала спускаться вниз, чтобы подойти к тому месту, где Джек Уитни заказал праздничный ужин. Конечно, после того как она появилась в зале, никто из присутствовавших не прикоснулся к еде. Когда Немка дошла до стола, все мужчины повскакивали со своих мест, чтобы предложить ей стул. Но она уже всех пересчитала и сказала, что их вместе с ней получится, увы, тринадцать. Она сказала, что ей, конечно, жаль, но она слишком суеверна, чтобы тринадцатой сесть за стол, и повернулась, чтобы уйти, но тут я воспользовался замечательным шансом и под предлогом спасти общество предложил быть четырнадцатым. Так мы и познакомились. Достаточно романтично, не так ли? Может быть я эту историю продам Дареллу Панику".
Эта ситуация характерна для одиннадцатого дома с Солнцем, с управителем гороскопа во Льве и с управителем Солнца в пятом доме. Но вот как Марлен, "Немка", описывает ту же встречу: "Этот симпатичный молодой человек предложил решение дилеммы, перед которой я оказалась, а потом он сел за стол и в течение всего вечера больше не проронил ни одного слова".
Асцендент в Деве с управителем в двенадцатом доме соответствует версии Марлен, в какой-то мере противостоящей версии Хемингуэя.
Следующий шаг анализа будет связан с пониманием эмоциональной части личности. Для этого рассмотрим Луну в Козероге в пятом доме и управителя пятого дома Сатурна в Стрельце в четвертом. Чтобы понять эмоции, нужно понять основные потребности и желания, что мы думаем о себе самих, нашу способность выразить чувства и эмоции. Все это в большой мере основывается на наших чувствах по отношению к родителям. Считаем ли мы, что нас родители любили? Дали ли они нам достаточно ласки, уделяли ли достаточно времени? В астрологии Солнце и Луна представляют отца и мать. Четвертый и десятый дом также указывают на родителей, как и Венера и Сатурн. Исходя из учебных целей мы рассмотрим все эти возможности. Однако прежде чем рассматривать эмоциональную часть личности, нужно понять, какова ваша модель родительской роли и в каком свете вы видели своих родителей. Если начать с архетипической роли Солнца и Луны, это поможет позже лучше понять и другие функции Луны.
В случае Хемингуэя Солнце находится в Раке. Но известно, что он пользовался любовью и вниманием со стороны отца, и основное воспитание тоже получил от него.
С Солнцем в квадратуре с Юпитером, в своем отце он видел великодушного человека, а трин с Ураном содействовал тому, что отец выглядел мечтательным, интуитивным, и с ним было интересно. Добавьте сюда еще качества человека, который всегда знает, что ему делать (Солнце в секстиле с Зенитом), серьезного и решительного (управитель в Козероге) и в то же время одухотворенного и небезразличного к развлечениям и отдыху (управитель в пятом доме). Поскольку Солнце находится в одиннадцатом доме, он в отце видел друга, игрока той же команды, и еще идеалиста, который на многое надеялся в жизни и обладал глубоким чувством справедливости (это все черты Водолея). В соответствии со всеми биографами, Хемингуэй обожал своего отца, и все его ранние тексты так или иначе связаны с этим. Это хорошо видно в известной серии рассказов про Ника Адамсона. Отец учил его метко стрелять, ловить рыбу, грести, слушать, чувствовать и понимать природу.
Его мать, указания на которую можно видеть в Луне в Козероге в пятом доме, выглядела достаточно холодной, любила командовать, была дисциплинированной и придерживалась традиционных и даже консервативных взглядов на воспитание детей. Ситуация с пятым домом делает ее достаточно драматичной, но не без юмора. Поскольку управитель Сатурн находится в Стрельце в четвертом доме, она сыграла большую роль в раннем воспитании Хемингуэя, внушая ему строгое и почтительное отношение к морали и развивая его интеллектуальные потребности. Вспомним, что Сатурн - это второй мужской принцип, и он объясняет некоторые требования, которые, как чувствовал Хемингуэй, к нему предъявлял отец. Вторым женским принципом является Венера, которая в оппозиции с Луной указывает на уход от матери. Как казалось Хемингуэю, его мать относилась к нему, как к своей собственности, и так много требовала от него, что он чувствовал, что никогда не сможет удовлетворить ее ожиданиям.
Однако трин с Асцендентом указывает на большую роль, которую мать играла в его жизни, на ее поддержку и на то, что ее влияние всегда будет составлять постоянную основу его жизни. Эти смешанные чувства, которые он испытывал по отношению к матери, имели большое значение для его отношения к женщинам на протяжении всей жизни.
Рассматривая другие функции Луны, отметим, что Луна в Козероге здесь указывает на желание Хемингуэя быть признанным в качестве важной и сильной личности. Будучи очень чувствительным, в том числе к критике, он бывал критичен по отношению к другим, хотя делал это очень тактично, особенно, если был лично заинтересован или имел какое-то отношение к делу. Застенчивый, неуверенный в собственной ценности, с большим количеством подсознательных страхов, он был сверх меры чувствителен к обидным замечаниям, и справедливым, и несправедливым. Он быстро реагировал на новые впечатления, но чаще с каким-то озлоблением и неприязнью, чем с оптимизмом и одобрением.
Как подчеркивает Бейкер: "Он мог без всякой видимой причины устроить скандал лучшему другу или, напротив, проявлять беспредельную сердечность и щедрость к беспощадному и заносчивому врагу".
В моменты слабости двойственность заботливой Луны в сдержанном и хладнокровном знаке Козерога может подталкивать человека к развлечениям. Поскольку управитель Сатурна находится в Стрельце в четвертом доме, Хемингуэй получал большую эмоциональную поддержку не только в семейных отношениях и в своем доме, но и в том, что было связано с его корнями, с его происхождением. Его эмоции были менее жесткими, чем мог бы давать Козерог в сочетании с открытым, независимым и идеалистическим Стрельцом.
Положение Луны в пятом доме указывает на еще одну сторону Хемингуэя как человека. Рожденный романтиком, что подтверждается владельцем гороскопа во Льве, любитель развлечений, он желал воспринимать жизнь через любовные контакты, романтические приключения своих детей, наслаждение отдыхом, хобби, коллекционирование красивых вещей, азартные игры и так далее. Его поэтическое воображение и творческие способности подтверждаются секстилем между Меркурием и Нептуном.
Все, чем он занимался на протяжении жизни, - это пари и тотализатор на скачках, коррида с ее возбуждающим нервы ревом быков, катание на лыжах с гор в Австрии, слоняться по ранчо в Вайоминге, путешествовать по Африке и охотиться на львов в саванне или находить себе применение в военных действиях в какой-нибудь далекой стране.
Луна в оппозиции с Венерой может приводить к небрежности в реализации чувств: влюбился, сошелся, развелся - все от настроения. Чем бы вы ни занимались, вы всегда чувствуете себя так, как будто вам брошен вызов, и то, что вы делаете, вы должны делать особенно тщательно. Именно так и обстояло дело в случае Хемингуэя. Подсознательный комплекс неполноценности часто оказывается подавленным и выражается в непреодолимом стремлении находиться в центре внимания, и это, конечно, тоже хорошо просматривается в жизни Хемингуэя. С пятью угловыми планетами ему всегда было легче предпринять что-то увлекательное, будоражащее, чем бороться с подсознательным беспокойством.
Трин между Луной и Асцендентом помогал Хемингуэю легко проявлять все свои чувства и привлекать других своим обаянием и открытостью. Это положение еще раз подтверждает то, что Хемингуэй должен был получать удовольствие от развлечений и приятных моментов, проведенных с друзьями и членами семьи. Эта ситуация также помогала ему относительно легко проявлять и использовать свои таланты.
Чтобы завершить этот набросок, рассмотрим еще Асцендент. Для того чтобы описать внешние проявления личности Хемингуэя. Солнце находится в точке, с которой начинается ваша жизнь как человеческого существа или индивидуальности, а Асцендент показывает, что начался ваш день, вы вошли в мир, и как таковой связан с вашим физическим проявлением и, прежде всего, с вашей внешностью и поведением. К нему относится ваше тело, лицо, которое вы будете являть миру, способ, которым вы будете представлять и утверждать себя. У Хемингуэя на Асценденте была Дева, а управитель, Меркурий, был во Льве в двенадцатом доме. Характеристики Девы придали ему дисциплинированности, организованности, и с такими данными он мог бы сидеть и писать. Лев/Меркурий в двенадцатом доме обеспечили его вдохновением и способностью воздействовать на людей как бы из-за кулис.
Цитируем Хотчнера: "Хотя его увлеченность и преданность литературному делу была чуждой его личности, которую общество никогда не видело, это был важнейший аспект его характера. Литературная работа была единственным принудительным искушением, которое стимулировало его, но и требовала от него полной отдачи, того, что он называл жизненными соками. Книги, которые он делал, полностью его поглощали, и в конце каждого дня он подсчитывал количество написанных слов и заносил эту сумму в дневник" (Дева).
Как и для многих других людей с мощной комбинацией Дева/Близнецы в гороскопе, для Хемингуэя литературная работа (может быть и другая разновидность коммуникации) представляла костяк его личности. Солнце в Раке помогало ему в этом, обеспечивая почти абсолютную память, так что он в любой момент был способен воспроизвести подробную панораму давних событий и представить ее как живую, захватывающую, реальную историю или рассказ.
Как говорит Хотчнер: "Он не использовал ни записи, ни газеты, так как его феноменальная память как в хорошо организованном досье хранила места, имена, даты, события, краски, запахи, кто во что был одет и кто одержал победу в шестидневных велосипедных гонках в 1925 году".
Застенчивый и скромный в обществе, он преклонялся перед обществом друзей и своих близких. Он предъявлял к себе высочайшие требования и, как это характерно для Дев, ожидал, что и остальные будут поступать точно так же. Если какой-нибудь проступок не был случайностью, он напоминал об этом прямо, и если не в лицо, так в письме.
Он расстался с Мери Маккарти из-за того, что "она пишет, как интеллигентная, натренированная муха". Он говорил, что Уильям Фолкнер обладает "большим талантом, но ему бы не мешало обзавестись какой-нибудь разновидностью совести, ибо подобно тому, как народ не может жить наполовину свободным, наполовину - в рабстве, так и писатель не может писать наполовину правду, наполовину - ложь".
От себя он требовал полного совершенства: "Я каждый день своей жизни начинал с восходом солнца, вставал с первым утренним светом и начинал вычитывать и исправлять все то, что написал накануне. Я прочесывал книгу несколько сот раз и шлифовал ее до тех пор, пока не добивался остроты тореодорской шпаги".
Своему отцу он писал: "Во всех своих рассказах я пытаюсь передать ощущение реальной жизни - не просто, чтобы ее изобразить или чтобы ее раскритиковать, а чтобы сделать ее по-настоящему живой".
Или своему издателю: "Рассказ написан с таким трудом и напряжением, что замена даже одного слова может все разрушить".
Скотту Фитцджеральду он пишет; "Нет оправдания плохой книге. Нам досталась тяжелая работа, и для нее нет никакого алиби. Книга может быть только хорошая или плохая, а тысячи причин, которые нам мешают и которые мы бы могли привести в свое оправдание, ничего здесь не меняют".
Вряд ли возможно более убедительное описание стремления Девы к совершенству.
Асцендент в квадратуре с Ураном говорит о том, что Хемингуэй с детства должен был быть не только способным человеком, но еще и обладать бойцовскими качествами. Желание твердо стоять на своих ногах и освободиться от влияния матери и отца (Уран в шестом доме) привело к тому, что он ушел из дома сразу после окончания школы. Это можно объяснить его внутренней потребностью в свободе и его нерасположенностью к людям, пытавшимся управлять его жизнью. Оригинальность и творчество, которые также просматриваются в этой квадратуре, помогли ему использовать энергию, идущую от Асцендента в трине с Луной.
Марс в Деве в первом доме - эта ситуация подчеркивает не только особенности Девы, но добавляет большую любовь по отношению к работе и особый энтузиазм в отношении того, чем приходится заниматься. С такой ситуацией в гороскопе Хемингуэй был способен даже самые неприятные задания выполнять хорошо. Этим подтверждается также способность работать внимательно и систематически, о чем не раз говорили его друзья и знакомые. "Сколько лет я знаю его, он всегда был небрежен в отношении своего здоровья и жизни, но постоянно заботился и беспокоился о том, что писал по заказу, и здесь он был неутомимым мастером, который осознавал изменения, привносимые им в американскую литературу".
Положение Марса в первом доме просто идеально соответствует тому образу, в котором Хемингуэй, шумный и неудобный, представал перед миром: уверенность, самообладание, боевитость, работоспособность. Большая сила и энергия заставляли его быть главарем и заводилой во всем. А. квадратура между Марсом и Сатурном, Марсом и Нептуном вместе с Плутоном вносила риск, опасности, возбуждение и жесткость в его жизнь.
Марс в квадратуре с Сатурном - это, вероятно, самый тяжелый аспект в гороскопе. Для мужчины Марс - это символ сексуальности, а его проявления в образах мужчины, любовника и агрессора, можно видеть в аспектах, сформированных между Марсом, Солнцем и Сатурном. В случае Хемингуэя Марс в квадратуре с Сатурном означает, что он в своем подсознании мог и не думать о себе как о настоящем мужчине и именно поэтому постоянно преувеличивал и демонстрировал свои мужские способности, чтобы, создавая превосходство, обеспечить себе уверенность. Он, видимо, учитывал образ своего отца, его первую модель мужских ролей, и то, как над отцом доминировала его сильная мать. В результате мы видим Хемингуэя-отца, который всю жизнь пользовался прозвищем "Папочка", Хемингуэя-любовника, Великого Белого Охотника, боксера, человека, который буквально гонялся за опасностями, - Хемингуэя, который всю жизнь доказывал себе и другим, что он МУЖЧИНА.
Квадратура между Марсом и Нептуном проявляется в жизни Хемингуэя совершенно иначе. Она определяет его мощное воображение (подтверждаемое, кроме всего прочего, и Меркурием в секстиле с Нептуном, и Луной в пятом доме) и творческие способности. Секстиль к Меркурию дает ему повод проявить творческий талант, в то время как квадратура бросает ему вызов и заставляет это сделать. Точно так же она влияет на его способность создавать себе проблемы и лезть на рожон, когда жизнь этого вовсе не требует. Особенности воображения, связанные с этой квадратурой, хорошо иллюстрируются следующими строками из его письма к Джону Дос Пассосу: "Мы находимся в баре ресторана "Клуб 21" или, возможно, в издательской комнате журнала "Новая Республика", а может быть, где-то еще, где только можно встретить человека пера. Внезапно появляется полный мужчина с пишущей машинкой. Ну конечно, это Эрнест Хемингуэй. Тук-тук-тук-тук... На полу негде поставить ногу из-за находящихся в комнате редакторов, рецензентов и академических критиков...".
Эта квадратура (Марс/Нептун) оказывает влияние и на его отношения с алкоголем и до конца жизни была одним из основных факторов, определявших его бегство от себя и стремление к самонаказанию.
Марс в квадратуре с Плутоном еще раз подчеркивает его агрессивность, которая часто прорывалась наружу. Это может объяснить, почему он так плохо обращался с людьми и становился грубым, когда был недоволен. К его стремлению утвердить свои превосходные мужские качества эта квадратура добавляет еще и усиленный сексуальный инстинкт и склонность к отчаянным поступкам.
Вот что говорит Бейкер: "Он говорил, что мог бы быть идеальным любовником, но речь не идет о сравнении с Дон Жуаном. И все же, как бы хвастаясь, что было довольно необычно, добавлял, что если он того желал, то любая женщина становилась его".
Он имел обыкновение рассказывать невероятные истории о своих похождениях, и если верить его письмам, со временем он становился все грубее и непристойнее все это можно приписать той же квадратуре.
Поскольку Марс у него находится в первом доме, и его огненная сущность от этого усиливается, а секстили и трины, способные смягчить его проявления, отсутствуют, Хемингуэй стремился использовать энергию Марса и его вызовы в полную силу и настолько в этом преуспел, что Марс стал его защитным знаком.
Вершина первого дома считается началом жизни личности, а с этим связывается чувство новизны, свежести восприятия, наивного любопытства, которые конкретизируются проявлениями планеты-управителя первого дома, называемой также управителем гороскопа. В каком бы доме или знаке эта планета ни находилась, вы будете чувствовать себя наилучшим образом в связи с ее проявлениями в жизненных ситуациях. В случае Хемингуэя бросается в глаза его способность создавать конфликты. Меркурий, управитель Девы, находится во Льве, но в двенадцатом доме. Лев драматичен, открыт, горделив, романтичен и желает сиять, а вот двенадцатый дом побуждает к уединению, скромности, размеренности и ненавязчивому воздействию на других людей, как бы из-за кулис. Но сиять из-за кулис нелегко. Меркурий представляет интеллектуальное начало и способ самовыражения, и сущность Хемингуэя нашла способ проявляться, комбинируя различные принципы. Он сиял как писатель, наполняя все свои книги тем, что он называл жизненными соками.
Литературная работа была его жизнью, и когда он ощутил, что его ум становится пустым, жизнь для него утратила смысл. Как вспоминает Хотчнер одно из своих последних посещений Хемингуэя в клинике Мейо в Рочестере: "Не будет ни следующей весны, дорогой, ни следующей осени". Все тело его было каким-то опустошенным. Он вышел ко мне и присел на выступающую часть стены. Я почувствовал, что надо говорить прямо, и я спокойно сказал: "Папочка, почему ты так хочешь уйти из жизни?" Он мгновение помедлил, а потом ответил, в своей обычной манере, четко и определенно: "Что, по-твоему, происходит с человеком, когда ему 62 года и когда он понимает, что уже больше никогда не напишет свою следующую книгу?" В ответ я спросил: "А почему бы тебе на некоторое время не прекратить литературную работу? (Здесь Хотчнер приводит перечень всех коротких рассказов Хемингуэя). Ты ведь осуществил все свои замыслы, а это только и важно. Почему бы на этом и не остановиться?" Он ответил: "А потому, видишь ли, что неважно сколько не писать - день, год, десять лет, если в глубине души знаешь, что однажды ты сможешь это сделать. Но если этого знания у тебя нет, то неопределенность становится невыносимой, как бесконечное ожидание".
Меркурий во Льве мыслит драматично, соединяя мысль с сердцем. Хемингуэй владел этим в совершенстве. Он также знал, как скрыть или компенсировать определенный недостаток уверенности (Марс в квадратуре с Сатурном, Венера в квиконсе с Сатурном, а тот в оппозиции с Плутоном) высокопарностью Льва. Марс в первом доме сам по себе хорош. С управителем первого дома в двенадцатом Хемингуэй должен был научиться опираться на свои внутренние силы.
Самый точный аспект в гороскопе всегда указывает на самые характерные черты личности и часто говорит о продвижении в карьере. Здесь Меркурий находится в 25 градусах 30 минутах Льва и образует секстиль с Нептуном в 25 градусах 46 минутах Близнецов, что дает орб всего в 16 минут. Этот секстиль дал Хемингуэю мастерский стиль. Поскольку энергия здесь идет из двенадцатого дома в десятый, у него было достаточно предлогов использовать свой талант для того, чтобы сделать карьеру. С Нептуном в Близнецах, коммуникация была для него важной частью профессиональных интересов.
Второй дом, среди прочих, определяет финансовую сторону дел, заработок, силу, ощущение полезности и ценности, в том числе - собственной, и внутренние источники. С Весами в этом доме и управителем Венерой в Раке в одиннадцатом доме, Хемингуэй желал жить в окружении красивых вещей (Весы) и в теплом домашнем окружении (Рак), а кроме того, он готов был делить, и фактически делал это, свои личные вещи со своими друзьями и знакомыми (одиннадцатый дом).
Хотчнер рассказывает: "Во время нашего первого посещения Сторожевого Домика (дом Хемингуэя на Кубе) мы с женой должны были поселиться Гостевом Доме, но Мери Хемингуэй начала извиняться перед нами и сказала что комнаты там еще не готовы. Там был Жан Поль Сартр, не<