Тема 9. Культура дискутивно-полемической речи

Спор обычно рассматривается каксвоего рода словесное состязание, столкновение мнений, при котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения.

Дискуссия – это публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск и выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Отличительная черта дискуссии – отсутствие тезиса, вместо этого дается тема обсуждения. Дискуссия – метод, активизирующий процесс изучения чего-либо.

Полемика – спор, при котором имеется конфронтация сторон, мыслей, идей. Главная цель не поиск истины, а стремление победить противника, одержать над ним победу.

Это борьба принципиальна противоположных мнений, публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Диспут–публичный, заранее подготовленный спор на научную или общественно важную тему.

Дебаты – публичноеобсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Прения – споры, при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

В логике доказательство –это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосно­вывается с помощью других мыслей.

Тезис -мысль или положение, ис­тинность которого требуется доказать.

Аргументы, основания или доводы -положения, с помощью которых обо­сновывается тезис.

Демонстрация -логическое рассуждение, совокупность умо­заключений, которые применяются при выведении тези­са из аргументов.

При прямом доказательстве тезис обосновываетсяаргумен­тами без помощи дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагаетобоснование истинно­сти тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на ос­новании закона исключенного третьего делается заклю­чение об истинности тезиса.

Аргументация –это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны.

Аргумент –составная часть доказательства, это мысль, истинность которой проверена и доказана.

Тема 10. Речевые тактики

Стратегия речевого общения –это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.

Тактика речевого общения –это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров (Штрекер Н.Ю., 2003).

Конструктивная стратегия в споре –стратегия, подразумевающая, что участники спора стре­мятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить дока­зательства оппонента. Спорящие стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуж­даемом предмете

При конфликтной (деструктивной) стратегии, основная цель спорящих –победа над оппонентом любой ценой. При этом используются все возможные средства – корректные и некоррект­ные, логические и психологические аргументы, любые уловки.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.

Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.

Тактика оппонента –это защита с пере­ходом в наступление.

Приведение примера — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Усиление - направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего (привлечение внимания), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.

Уступка - дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной са­мопрезентации.

Сдвиг— ход стратегии положительной самопрезентации.

Провокация — на короткое время вызывается реакция несо­гласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот пери­од для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

Прогнозирование — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необ­ходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, тре­бования, пожелания.

Прямое включение — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необ­ходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необ­ходимости разъяснять все с самого начала, повысит информатив­ность речи и позволит выиграть время для обсуждения пробле­мы.

Наши рекомендации