Классификация причин информационного стресса
Профессиональная деятельность специалистов операторского профиля характеризуется в ряде случаев возникновением экстремальных режимов работы, связанных с отказами техники, ошибками оператора, сложными и ответственными задачами управления, внешними помехами в работе, измененным психическим состоянием оператора и многими другими факторами, которые создают напряженные условия для информационного взаимодействия человека с техникой. Особенно выражена экстремальность деятельности в таких условиях у представителей опасных, вредных, ответственных профессий (летчики, операторы АЭС, подводники, автоводители и др.). Психологический анализ деятельности специалистов опасных профессий позволил выявить основные причины нарушений процесса управления техникой, осложнений в решении операторских задач, создания предпосылок для снижения эффективности деятельность и ее безопасности, которые сопровождаются выраженным изменением психического состояния или являются следствием развития психической напряженности и стресса [10, 67, 97, 149 и др.]
Обобщение данных литературы и результатов собственных исследований позволило определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора, перечень которых представлен в табл. 3. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить на:
1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса;
2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способы преодоления (купирования);
3) сопутствующие, которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.
Таблица 3
Причины развития информационного стресса
I. Непосредственные (информационные)
1. Семантические (смысловые):
– высокая субъективная сложность задачи,
– высокая ответственность задания,
– опасность ситуации,
– недостаточный контроль за ситуацией,
– неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,
– непредсказуемость развития ситуации,
– частичный или полный неуспех в деятельности,
– противоречивость информации и т. п.
2. Операциональные:
– дефицит информации,
– избыточность информации,
– большой объем информации,
– низкая вероятность поступления значимой информации,
– нарушения ритма поступления информации и т. п.
3. Временные:
– дефицит времени,
– большая длительность воздействия рабочей нагрузки,
– аритмичность предъявления информации,
– высокий темп предъявления информации,
– неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т. п.
4. Организационные:
– низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,
– неправильный выбор необходимой информации,
– отвлечение внимания,
– пропуск сигнала, объективная сложность задачи,
– совмещенная деятельность и т. п.
5. Технические:
– отказ системы,
– блокировка сигнала,
– маскировка, искажение сигнала,
– ложная информация,
– интерференция сигналов,
– противоречие информационных признаков ситуации,
– недостаточный привлекающий эффект сигнала,
– несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.
II. Главные (субъектные)
1. Морально-нравственные:
– недисциплинированность,
– безответственность,
– небрежность и т. п.
2. Профессиональные:
– низкий уровень знаний,
– недостатки в развитии навыков и умений,
– отсутствие необходимого опыта и т. п.,
3. Физиологические:
– снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,
– неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроноз и т. д.,
– неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.
4. Психологические:
– низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности,
– недостатки в развитии профессионально-важных психических качеств,
– неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.