Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Уч. пос. для аспирантов.
5. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Уч. пос. для аспирантов. – Ростов н/Д, 2011.
6. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. - М., 2010
7. Лешкевич Т.Г. Философия науки. - М., 2005
8. Микешина Л.А. Философия науки. - М., 2010
Дополнительная литература:
1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. - М., 2004.
2. Никитич Л.А. История и философия науки. - М., 2008
3. Никифоров А.Л. Философия и история науки. - М., 2008
4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
5. Рузавин Г.И. Философия науки. - М., 2005
6. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1991.
7. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. – М., 2001.
8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволю-ция. - М., 2000.
9. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006
10. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005
11. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова – М., 1996
12. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. – М., 1986.
13. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. - М., 2009
14. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. - М., 2004
15. Шишков И.З. История и философия науки. - М., 2010
Интернет-ресурсы:
1. www.slovari.yandex.ru- портал словарей
2. www.gumer.info - электронная библиотека
Примерная тематика рефератов по дисциплине«Философия социально-гуманитарных наук»
1. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.
2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.
3. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания:
4. Социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества.
5. Зависимость СГН от социального контекста: классическая и постклассическая наука.
6. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
7. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.
8. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.
9. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в постклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
10. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН.
11. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
12. Субъект социально-гуманитарного познания.
13. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН.
14. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.
15. Коллективный субъект, его формы существования.
16. Научное сообщество как субъект познания.
17. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
18. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
19. И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума.
20. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.
21. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН.
22. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.
23. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.
24. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
25. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).
26. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
27. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
В случае отсутствия студента на аудиторных занятиях по любым уважительным или неуважительным причинам, а также получения неудовлетворительных результатов на первоначальных этапах промежуточного аттестационного контроля знаний по работе над учебной дисциплиной, обучаемый дополнительно творчески работает и оформляет реферат по темам пропущенных занятий, предоставляя его в соответствии со стандартными требованиями на проверку, и защищает аналитические материалы своей самостоятельной индивидуальной работы перед ведущим преподавателем.