Производство как общий способ и принцип мышления
основой понимания реальности является не «отражение», а принцип производства людьми идеальных, социальных и материальных форм, принцип делания – как духовного, так и внешнепредметного. Отражение есть лишь один из моментов производства чего-либо.
Способы, какими мы изменяем природную и социальную реальность, становятся и способами (формами) нашего мышления.Мы можем построить дом, дерево построить пока не можем. Но можно рассуждать о законах «самопроизводства» дерева. Подводя под схему производства эмпирические данные, мы тем самым начинаем их понимать, а, значит, и властвовать над ними, сначала идеально, а затем и реально. Каждая несотворенная вещь, отмечает В. С. Библер, «воспроизводится в понятии как сотворенная»[8]. Познать предмет – значит «преобразовать его и уловить в этих преобразованиях механизм его производства»[9]
Взгляд на мироздание, как на созданное божеством, очень древний. «Мышление для божественного ума, – утверждал Н. Кузанский, – оказывается творчеством вещей»[10]. В таком взгляде содержится аналогия творения людьми предметной среды и взаимных отношений. Почему взята именно аналогия производства? Вероятно, потому, что принцип производства, порождения, сотворения абсолютен в человеческой жизни. Поэтому и в религиозном сознании содержится образ Творца.
Перенесение схемы производства на реальность, не сотворенную человеком, позволяет экстраполировать и конкретные схемы, связанные с процессом порождения, сотворения и тем самым в первом приближении понять реальность путем внесения в нее «единства», инварианта и поставить вопросы не только «что», «как», почему», но и «зачем». Когда экологи рассуждают о «саморегуляции» биоценозов, то они переносят схему саморегуляции из социального опыта в природу. Так же обстоит дело и в синергетике относительно «самоорганизации» диссипативных структур.
Подводя чувственные данные под уже известную схему производства чего-либо, которой субъект уже владеет, он тем самым овладевает такими данными, структурирует их в осмысленное целое; т.е. творит синтез многообразного в единство.
схематизма воображения согласно категориям рассудка первым раскрыл И. Кант. Идея Канта осхемам воображения гениальна тем, что она представляет производство реальных предметов в актах труда. Синтез руки (реальное соединение частей в целое) был, конечно, первичным в антропогенезе. Он тоже творился как временная последовательность действий, но еще не идеальных, а внешне-предметных, материальных, непроизвольно преобразуясь в последовательность символических действий воображения. Все категории мышления Кант и определяет как различные последовательности действий продуктивного воображения! Ситуация по Евангелию: «что свяжете на земле, будет связано на небе», на небе воображения. Но в отличие от Евангелия современный человек научился сначала связывать на небе воображения, чтобы потом связать на земле. И такое его умение составляет отличительную особенность рода «человек»[11]. Идеальное из вторичного фактора превратилось в первичный направляющий фактор деятельности. И это превращение уже необратимо.
Чем более развиты технологии производства, тем более различающим становится и мышление, перенося схемы технологий на осознаваемый предмет. «Познать предмет, – писал Ю. М. Бородай, – значит вскрыть реальный механизм его образования; значит узнать как, почему и из чего он “делается”, т. е. раскрыть реальный путь и способ его естественного “производства”, а в идеале – и искусственного “воспроизводства” в условиях эксперимента»[12].
Схема производства объясняет нам, что такое сущность предмета. Познать ее – значит понять способ производства предмета, будь то производство природы или человека. Мы откроем тайну живого тела тогда, когда научимся производить такое тело. К.Маркс в первом томе капитала на глазах у читателя раскрывает процесс возникновения формы денег из процессов обмена товаров. И сам феномен денег становится понятным читателю «Капитала».
Схемы реального производства вещей и социальных отношений суть схемы мышления. Понять предмет логически, значит мысленно построить, произвести его активностью нашего Я[13]. Само логическое производно оттехнологического. Не логично то, что операциональноне выполнимо в принципе.
Позиция всех сенсуалистов намного дальше от истины по сравнению с позицией рационализма. Лейбниц, Декарт, особенно И. Кант ясно понимали принцип производства в процессе мышления.
Способ построения предмета автоматически фиксируется на «жестком диске» памяти субъекта (репродуктивного воображения) и всплывает в сознании всякий раз в нужный момент.
Знать и понимать – явления разные. Знание может присваиваться, но не усваиваться. И индивид остается на стадии лишь «пользователя». Поэтому нерадивые студенты вынуждены «запоминать», «зубрить», а не мысленно конструировать понятия как идеальные предметы.
Принцип производства в обучении конструктивен, операционально выполним каждым, не привязан к индивидуальным особенностям того или иного индивида и может без помех воспроизводиться так же, как математические операции; он вносит в преподавание интеллектуальную продуктивность, эффективность; вытесняет описательность, экономит учебное время, уплотняет его пониманием, вселяет в души студентов интерес и утверждает самостоятельность мышления.