Лекция-конспект. Уровни и методы научного познания

Процесс познания включает в себя компоненты:

– объект и предмет познания

– материальные и идеальные средства познания

– субъекты познания и научные коммуникации

– познавательные образы как результаты познания

– функции познавательного образа в деятельности и общении.

Научное познание включает три уровня: эмпирический, теоретический и методологический уровни исследования.

Эмпирический (опытный)уровень – исследование наличного бытия предмета, внешних форм обнаружения внутренних, существенных связей; его особенности: материальная связь субъекта с объектом через эксперимент, наблюдение; перевод скрытых параметров, свойств предмета в поле чувственного восприятия субъекта. Применение естественных объектов в функции приборов, «неорганических рецепторов» в систематическом наблюдении.

Стадии эмпирического познания: накопление первичной информации путем наблюдения, эксперимента; описание опытных данных в научной терминологии, измерение величин; логическая и математическая обработка фактов: их классификация, систематизация, формирование исходных понятий; раскрытие эмпирических зависимостей, связей между величинами, установление простейших закономерностей.

Теоретический уровень – исследование сущности, системы закономерных, опосредствованных устойчивых, необходимых связей; развитие теоретического аппарата науки.

Стадии теоретического познания: разработка базисных понятий, принципов, выдвижение идеи, гипотезы; разработка методом восхождения от абстрактного к конкретному системы понятий (теории), отображающей сущность предмета; объяснение на основе теории внешних форм обнаружения сущности предмета, предвидение и прогнозирование.

Тезисы об истине

Истина – от слова есть, естина, то, что есть

Классическоеопределение истины дал Аристотель – как соответствие знания действительности. Такое определение называют корреспондентским.

Истина– такое содержание знания, которое зависит не от субъекта, а от объекта, определяется объектом; т.е. мера совпадения содержания знания с сущностью предмета. Это – определение истины в аспекте ее качества.

Истинное знание развивается от частичного, одностороннего, абстрактного познавательного образа к целостному, более полному, конкретному и точному. Это – определение истины со стороны количества.

Количественный аспект истины фиксируется в понятиях истины относительной и абсолютной.

Относительная истина – истина, частично выражающая сущность предмета, т. е. неполное верное знание; оно обусловлено наличной практикой и культурой общества в данное время в данном регионе.

Абсолютная истина – такое объективное содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем. Мысль движется от относительной истины к абсолютной.

Способ существования истинного знания – это процессразвития знания от истины относительной к абсолютной, от знания менее полного к более полному и верному.

Заблуждение– такое содержание знания, которое определяется субъектом, а не объектом и поэтому не содержит объективного содержания.

Догматизм – абсолютизация наличного знания, толкование относительной истины как истины абсолютной.

Релятивизм – абсолютизация развития знания вплоть до отрицания объективности в содержании знания; коль истина толкуется в разное время различно, то объективной истины нет. Релятивизм ведет к скептицизму(сомнению вообще достичь истины) и в итоге к агностицизму(достичь истины невозможно).

Критерий истины – это показатель объективно верного знания.

Основной критерии истины – практика, так как в ней соединяются объект и субъект в актах действительного взаимодействия. Практику следует брать в ее развитии – практика отдельного субъекта познания, научного коллектива, сообщества, практику в ее историческом развитии.

Косвенные критерии истины – соответствие знаниям, теориям, которые проверены на практике; непротиворечивость теории; логическая обоснованность теории; простота, ясность в объяснении, очевидность, эстетическая стройность теории.

Английский философ Поппер предложил принцип фальсификациинаучной теории: теория должна указывать тот круг фактов, которые, если они появятся, свидетельствуют о несостоятельности теории в той или иной ее части, или в целом.

Истина в социально-гуманитарных науках включает ценностныйкомпонент:

▪ истинно то, что соответствует должному – идеям добра, справедливости, красоты.

▪ истина как осуществленная форма должного, желаемого, достойного; т.е. речь идет об истине, как о явлении, которое в своем осуществлении соответствует понятию о нем. Например, истинный друг, истинно человеческое общество и т.п., истинная форма демократии.


Наши рекомендации