Лекция 2. Возникновение и основные периоды развития науки

Различают периодыв истории науки:

1.Древняя восточная преднаука (Вавилоно-шумерияская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская). 2. Античная наука. 3.средневековая европейская наука. 4. новоевропейская классическая науки. 5. неклассическая наука. 6. постнеклассическая наука

История науки свидетельствует: наука – выражение социальности; различные типы социальности определяют и своеобразие науки, научного мышления, методы истолкования реальности.

Особенности восточной преднауки: непосредственная включенность в практику и подчиненность практическим потребностям – землемерие, измерение, счет, составление календарей, обслуживание религиозных культов, строительство; рецептурность без теории, отсутствие фундаментальности; научные элемененты не были рациональными, кишат мифами, эмпиричность; кастовость, закрытость от общества.

Социальные причины этих характеристик: социально-политические устройства Древнего Востока – в Китае жесткая стратификация общества (наместники неба, правители; благородные мужи, родовая аристократия, общинники-простолюдины),без демократии, без равенства граждан перед единым законом. В иных странах – откровенная деспотия. В таких условиях дело решали не рациональная аргументация, а авторитет начальства.

генезис науки. Он связан с переходом от мифа к логосу, к рациональному истолкованию чувственных восприятий.

Миф – слияние объективного и субъективного, оборотничество, произвольные превращения как в сказках, всеобщее одушевление (анимизм), причина-значение: явление знак скрытой причины, воли богов, символизм. Порождение мышлением идеальных предметов, мысленных моделей и манипулирование ими – качественный скачок к теоретическому мышлению, к самостоятельности мысли, к порождению ею своего собственного царства.Это совершили греки.

Античная наука (6—5 вв. до н.э.): теоретичность, логическая доказательность, независимость от практики, созерцательность, открытость критике, свободное демократическое обсуждение. Образец – «Начала Евклида». Впервые появляется рациональность, власть и авторитет мысли, логического доказательства.

Главное до чего додумались греки и что стало неотъемлемым компонентом научной мысли, это – следующее: по Аристотелю, предмет науки должен быть устойчивым, общим, а предметы чувственного восприятия этими свойствами не обладают, они текучие, изменчивые.

Отсюда главная мысль античной философии о науки: это – идея умопостигаемого предмета, во-вторых, знание в отличие от мнения есть мысленная всеобщая модель предмета, эта модель порождается не путем обобщения чувственных данных, но создается самим мышлением, и такая модель из чувственных восприятий не выводима.

Социальная обусловленность научной рациональностив Древней Греции: свобода слова, гражданская демократия участия в общих делах, равенство граждан перед законом. Материальный труд – удел рабов, а не свободных граждан, отсюда презрение к эмпирическим исследованиям, поэтому в античности естествознание, физика были невозможны. Под «физикой греки понимали иное, чем мы. Это – учение о космосе как о целом, т.е. умозрение о природе, отсюда поиски первоначала космоса – вода, воздух, число, атомы и т.п. Суждение об умопостигаемом мире и мысленных всеобщих моделях стали возможны благодаря тому, что свободные греки не занимались материальным трудом, имели свободное время, предавались дискуссиям, решали свои тяжбы в судах, поэтому специально занимались логикой и риторикой и развили у себя способность свободно оперировать понятиями. Это было престижно, как показатель статуса свободного гражданина, а не раба. Созерцательность мышления позволяла сосредоточиваться на построениях мысленных предметов.

Почему же мысль ищет общие и устойчивые связи, и почему знание в отличие от мнения есть мысленная всеобщая модель предмета, которая порождается не путем эмпирического обобщения чувственных данных, но создается самим мышлением, и почему такая модель из чувственных восприятий не выводима? Ответы на эти вопросы греки не смогли дать потому, что они считали производство средств жизни недостойным делом для свободного человека. Такое дело – удел рабов. Именно принцип производства людьми идеальных социальных и материальных форм дает ответы на поставленные вопросы.

Средневековая наука: (3-14 вв.)теологизм, обслуживание потребностей религиозного общества, отвлеченная схоластика, догматизм. Истины разума подчинены истинам веры. Наука в виде астрологии, алхимии, религиозной герменевтики (искусства толкования Библии).

Особенности мировоззрения и их влияние на науку этого периода. Мировоззрение: теологизм, универсализм, иерархичность мироздания. Креационизм: природа создана Творцом, не самодостаточна. Знать природу можно, если проникнуть в божественный смысл творения. Отсюда – искреннее богопознание как самое достойное. Ф. Аквинский: надо думать не о суетных дела, а о вечном, о божественном. Иерархизм – вещь тем благороднее, чем он менее материален и ближе к божественному: вода благороднее земли, а воздух – благороднее воды. Целесообразность: ничто не существует напрасно, есть то, что полезно человеку. Ибо Бог создал человека как высшее творение, и все – ради него. См. антропный принцип ныне. Геоцентризм – Земля в центре мироздания.

Так как креационизм, то природа не самостоятельна, нет объективных законов, изучать природные явления, и из них выводить знание – ересь. Поэтому атомизм Демокрита не был принят. Главное, анализ понятий, а не вещей. Отсюда – схоластика, силлогистика Аристотеля, изучение текста Библии и его толкование. Отсюда установка: «причина – значение», а не «причина – следствие». Важно разгадать причину как проявление воли Бога, как символ с определенным значением для человека. Символизм в понимании причинности.

Наука Возрождения и Нового времени (15-18 вв.) – прообраз совр. науки. Леонардо да Винчи, Галилей, Ньютон, Декарт, Ф. Бэкон – светский характер науки, критический дух, объективная истинность, практическая полезность. Знание – сила (Бэкон). Физика – бойся метафизики (Ньютон). Синтез античной рациональности с практикой ремесленников. Наука должна быть опытной, надо сосредоточиваться на отдельных процессах, вырывать их из целого, ставить в искусственные условия и изучать с помощью математики. Галилей: Бог – математик, природа написана языком математики. Наука становится экспериментально-математической.

Натурализм: природа самодостаточна, управляется собственными законами, не антропоморфна, причина – следствие. (Спиноза, Ньютон, Вольтер). Пантеизм и деизм в истолковании отношения «Бог – мир».

Сведение к формам, числу, движению. Механицизм. Причинно-следственный автоматизм. Аналитизм, Фундаментализм, имперсонализм (субъективная отрешенность), абсолютизм, наивный реализм, субстанциализм, жесткий детерминизм, ставка на монотеорию без альтернатив, вариаций; сведение сложного к простому, абсолютизация методов механики, введение в опыт науки мысленных экспериментов и идеальных предметов Галилеем: представить законы движения в чистом виде, затем опытным путем подтвердить эти законы (в пустом, однородном пространстве движение однородных масс). Это – революция в области мышления, унаследованная и современной наукой. Эйнштейн: Галилей – отец современного естествознания, открывший метод идеального моделирования предметов и движений.

Наши рекомендации