Сравнительный анализ науки с иными формами осознания реальности
В рамках заявленного анализа уместно отметить различие между целостным и частичным духовными актами. Духовные акты в науке, нравственности, искусстве, религии имеют свои отличительные особенности.
Духовный акт – это те продуктивно-творческие силы, какими человек творит свой внутренний мир, свою жизнь и культуру. Он бывает целостным или частичным (обрывочным, односторонним), лабильным (гибким, пластичным) или однообразным, бывают акты ориентированные по-преимуществу на внешнюю реальность (упрощенный материализм) или по преимуществу на духовный мир; можно отметить духовные акты волевого напора (К.Маркс, В.И. Ленин) и акты эмоционально-ценностной направленности.
Целостный акт есть единство и взаимная кооперация главных творческих сил – понятийного мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, нравственной воли, одухотворенной веры, совести и любви.
Единство этих сил дарует полноту миропереживания и понимания, стойкий интерес к реальности и радостную полную самореализацию личности в разносторонних видах деятельности, общения и духовного творчества.
Теоретическое мышление позволяет понимать объективную истину, нравственно ориентированная воля – творить добро, а не зло, продуктивное воображение и эстетическое созерцания – воспринимать красоту (прекрасное), одухотворенная вера– обретать ценности высшего ранга, божественное, совесть – оценивать помыслы и деяния согласно должному совершенству, а любовь – «увидеть лучшее, воспринять его и жить им» (И. А. Ильин). Любовь – это эмоциональное художественное переживание совершенства.
Дух и есть любовь и воля к совершенству. Совершенство есть содержание, гармонично соединяющее в себе истинное, доброе и прекрасное. Дух – это целостный акт, в котором субъект возвышается до всеобщих по значению ценностей и знаний.
Частичный акт – результат одностороннего воспитания и самовоспитания, а также такого разделения труда, которое превращает человека в обрывок, в одностороннюю функцию социальной машины. Такой акт односторонний, в нем мышление отрывается от совести и любви, каждая сила души действует в отрыве от других. Мышление без совести и любви может обосновывать все что угодно; воля вне совести и любви лишена очевидности и творит жесткую дисциплину, организацию, полицейское государство; воображение само по себе может эстетизировать пороки (как современные СМИ), вера в отрыве от разума и любви продуцирует галлюцинации и фанатизм.
Единство главных духовных сил объективируются в общественном сознании: мышление – в философию и науку, свободная воля – в нравственные, правовые, политические отношения и в отношения собственности, воображение и созерцание – в искусство, вера – в религию.
Единство субъективных духовных сил выражается в единстве форм общественного сознания – философии, науки, искусстве, религии, правосознании, идеологии. Отношения между этими формами сознания – отношения взаимной дополнительности. Так же и отношения между субъективными духовными силами взаимно дополнительные, обогащающие друг друга.
Сциентизм– культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе; позиция, согласно которой наука является единственно верной формой ориентации человека в мире и истолкования реальности.
Сциентизм грубо игнорирует особенности иных форм сознания – нравственного, эстетического, религиозного. Тем самым происходит редукция полноты миропонимания и переживания к научной рациональности, обеднение человеческой субъективности.
Сциентизм слеп по отношению к ценностному (духовно-практическому) освоению мира человеком, в рамках которого люди осуществляют духовное делание, возрастание, самовоспитание, исходя из должного и желаемого (добра, красоты, святости и др.).
Например, нравственность ненаучна, она исходит из равноценности достоинства каждого человека и требует практически осуществить такие отношения между людьми (экономические, национальные, политические, правовые), при которых такая равноценность сохранялась бы.
Т.е. нравственность есть идеология достоинства человека и повелевает поступать должным образом: чти достоинство каждого человека; поступай так, как ты бы хотел, чтобы и другие поступали так же по отношению к тебе; не превращай других лишь в средство для достижения твоих целей и т.д.
Так же ненаучны искусство и религия. В рамках эстетического освоения мира люди окультуривают свою чувственность, переводят природные вожделения, желания в культурные формы. Например, любовные отношения (разновидность эстетического) представляют собой окультуривание чувственности согласно красоте; в них главным является переживание богатства человеческой субъективности, потребление этого богатства, присвоение его.
Религия есть абсолютная основа воспитания ценностного сознания; иммунная система народного духа от деструктивной, разрушительной социальности; основа нравственного воспитания всякого народа.
Жизнеспособным является не сциентизм и не отрицание науки (антисциентизм), а, во-первых, понимание дополнительностиформ общественного сознания – научного, нравственного, эстетического, религиозного, идеологического; во-вторых, воспитание самой личностью своего целостного духовного акта в единстве главных творческих сил – мышления, воображения, созерцания, воли, веры, совести и любви.
Разумеется, каждому человеку желательно обладать целостным духовным актом, который дарует полноту миропонимания, свободную от односторонних крайностей. Но в различных формах общественного сознания конечный продукт оформляется своеобразно, и в них доминируют различные субъективные основы. Представим эти различия наглядно в виде таблицы (таб.1.):
Философия | Наука | Искусство | Религия | Нравственность | Правосознание | Идеология | |
Субъективная основа | Теоретическое мышление | Теоретическое мышление | Чувственность, продуктивное воображение, созерцание | вера, верование | Свобода воли | Свобода воли | Все вместе: подсознание и сознание. |
Форма отражения и регуляции | Понятие, теории, ценности, мировоззрение | Понятие, теория, науч. картина мира | Художественные образы | Символ, представления | Императивы, повеления. | Нормы, кодексы | Все формы |
роль | Развитие теоретического мышления, ценностного самосознания, теоретического мировоззрения. | Открытие законов, создание моделей будущих вещей, внедрение в производство, объяснение, предвидение, прогнозирование | Культивирование чуственности по законам красоты, развитие продуктивного воображения, эстетического созерцания. | Иммунная система народного духа от деструктивной социальности, добровольное единение людей | Гармонизация межличностных отношений на основе добра, признания равноценности достоинства каждого человека. | Защита свободы граждан в ее внешнем существовании. | Обоснование основных интересов, целей и призыв к их реализациизации. |