Формы освоения мира человеком
Человек осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Освоение означает превращение той или иной реальности в содержание субъективности человека (мышления, воли, чувств), в органы сознательности воли субъекта согласно его целям. Под миром понимается природа, а также реальность, созданная людьми в совместной деятельности и общения, включая и идеальную реальность в виде культуры. Схематично формы освоения можно изобразить так (рис.1):
Рис. 1. Формы освоения мира человеком
Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем:
▪ понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимодействии);
▪ выявление закономерностей (устойчивых связей);
▪ конструирование из таких связей моделей будущих вещей, технологий (поизводственных, экономических, психологических, педагогических, социальных, политических, управленческих и др.) (прикладная наука).
▪ научное сопровождение производства вещей, реализации технологий согласно их моделям.
на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события.
Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности.
Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.
Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с потребностями и ценностями. Мышление же может обосновывать избранные ценности.
Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту закономерностей той или иной реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно. Когда же наука понимается как единственно верная форма ориентации человека в мире, тогда начинается ее абсолютизация (сциентизм), редукция целостного духовного акта до одномерного логического акта. Возникает редукционизм субъективности и ценностная слепота, т.е. упрощение, сведение высшего уровня развития к низшему, «смердяковщина».
Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность при этом осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.
Напрактикечеловек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Человек тем самым вступает в действительность. Жизнь людей является по существу практической.
Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.
Общее понятие науки
Наука – специализированная познавательная деятельность, порождающая идеальный продукт – объективное по содержанию и обоснованное по форме систематическое знание, часть культуры наряду с искусством, религией, нравственностью правосознанием. Наука выходит за рамки существующих практик, открывает новые закономерности для использования на практике.
Наука есть результат общественного разделения труда, специализированное понятийное мышление и познание, разновидность духовного производства идеального продукта в форме объективно верного и обоснованного знания, наука функционирует и как социальный институт.
Науке присущи особая форма практики, особые методы познания (абстракции, идеализация, математизация, формализация, моделирование и др.), особые организации (научные школы, НИИ, научные сообщества специалистов), особая профессиональная этика, ориентирующая на познание объективной истины, на обновление знания, на запрет искажений данных экспериментов, плагиата.
Тип современной науки зарождается в 17 веке: создаются мир идеальных предметов, не связанных с непосредственно с повседневной практикой (мысленные эксперименты Галилея). Идеальные предметы – абстракции с особой идеализацией – абсолютно твердое тело, идеальный газ, математические плоскости и т.п.
Первой формой науки была математика, затем – естествознание, затем – технические науки, и, наконец, социально-гуманитарные науки. Такая последовательность связана со сложностью предмета науки. Чем сложнее предмет познания, тем более поздняя стадия науки о таком предмете.
В 17–18 веках наука обрела важный мировоззренческийстатус.
В 19 веке она стала производительной силой общественного труда,
В 20 веке наука превратилась в вид духовного производства с мощной материально-экспериментальной и организационной основой благодаря поддержке государства и частных инвестиций. В 20 веке наука стала мощной социальнойсилой, благодаря применению своих методов к процессам управления. По мере применения науки к социальным процессом возникает и усиливается взаимозависимость естествознания и наук об обществе и человеке.
Исследователи отмечают три этапа в развитии науки: 1. классический (17– нач. 20 вв), 2. неклассический (первая пол. 20 в.), 3. постнеклассический (конец 20 в.).
В классической науке субъект дистанциируется от объекта и полагает, что из науки убрано все субъективное.
В неклассической науке доминирует идея относительности объекта по отношению к субъекту, к познавательным средствам и операциям субъекта.
В постнеклассической науке знание соотносится не только с познавательными процедурами, но и с ценностями познания и с социальными целями. На этом последнем этапе сами человеческие действия входят в состав познаваемой системы (экосистемы, системы искусственного интеллекта, человеко-машинные системы, генная инженерия).
Качественная определенность науки представлена особенностями научного мышления, научного знания и функциями науки.
Особенности научного мышления: предметность и объективность, выявление и моделирование закономерностей, понятийность, логическая и практическая доказательность и обоснованность, операциональность и конструктивность, систематичность, открытость и диалогичность.
Предметность означает погружения сознания в предмет, наполнение сознания предметным содержанием, сосредоточение на таком содержании и переработку этого содержания в понятия. Ученый проникает своей мыслью в предмет, говорит о предмете предметным же языком. Из предметности следуют объективность и конкретность мышления. Решающим является объективные закономерности (устойчивые связи и отношения), выражаемые в понятиях, логическая последовательность, ясная операциональностьмысли, порождающая ту или иную конструкцию.
Особенности научного знания – предметная определенность и объективность, доказательность, системность, интерсубъективность, специализированный язык, открытость для критики и проверки.
Особенности научного метода: он содержит в своем составе сжатое обобщение истории познания той или иной предметной области, ориентирует только на опытное знание, полученное или из данных внешнего опыта или внутреннего опыта, не содержит в себе гипотез о сверхестественном, о чуде. Ибо чудо не предсказуемо и не переводимо на язык операций.
Функции науки:выявление и моделирование закономерностей, конструирование моделей будущих продуктов из закономерных связей, научное сопровождение реализации научных проектов, объяснение, предвидение и прогнозирование.
Наука выявляет из массы случайностей именно закономерности потому, что на закономерностях (устойчивых связей и отношений) люди базируют свою жизнь; такие связи и отношения обеспечивают надежность и безопасность, позволяют предвидеть и прогнозировать события.
в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.
Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего и внутреннего опыта.
Исследователи различают 4 типа рациональности:
логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;
естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;
инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;
Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.
Науке присущи уровни: фундаментальный,раскрывающий или глубинные основы, или системные связи предмета как целого; средний, в рамках которого раскрываются закономерности той или иной части предмета; прикладной, на котором применяются выявленные закономерности в решении конкретных практических задач.