Лекция 1. Наука как особая форма духовного освоения реальности

Общие пожелания

1. Литература

Бессонов Б. Н. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б. Н. Бессонов ; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. - Москва :Юрайт, 2014. - 394 с.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

Гончаров С.З. О синергетике, редукции и эвристике // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 2. С. 114–125. ( о редукционизме)

Историяи философия науки [Текст] : учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. С. Мамзин и др.] ; под общ.ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 360 с.

Лебедев С. А.Философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф Российской академии образования] / С. А. Лебедев ;Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва :Юрайт, 2014. - 296 с.

Лебедев, С. А.Философия науки : краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) : [учеб.монография: словарь] / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2008.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

2.Обязательно усвоить содержание категорий по философскому энциклопедическому словарю или энциклопедии:

бытие-ничто-становление; качество-количество-мера; тождество – различие – основа; материя – форма – содержание; целое – части – элементы; система – структура – элементы; возможность – действительность –необходимость; причина – следствие – взаимодействие,

всеобщее – особенное – единичное.

3. В конце материала дано ПРИЛОЖЕНИЕ для тех, кто желает подробнее ознакомиться с понятием мышления, его социально-технологической основой и с логическими категориями и их функциями.

Лекция 1. Наука как особая форма духовного освоения реальности

1.1 Формы освоения мира человеком

1.2 Общее понятие науки

1.3Аксиологический аспект науки

1.4Общее и особенное в естественных (ЕН) и социально- гуманиатрных науках (СГН)

1.5Сравнительный анализ науки с иными формами осозна- ния реальности

Цель лекции – определить особенности науки как формы осознания реальности в отличие от иных форм общественного сознания.

Формы освоения мира человеком

Человек осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Освоение означает превращение той или иной реальности в содержание субъективности человека (мышления, воли, чувств), в органы сознательности воли субъекта согласно его целям. Под миром понимается природа, а также реальность, созданная людьми в совместной деятельности и общения, включая и идеальную реальность в виде культуры. Схематично формы освоения можно изобразить так (рис.1):

Лекция 1. Наука как особая форма духовного освоения реальности - student2.ru

Рис. 1. Формы освоения мира человеком

Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем:

▪ понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимодействии);

▪ выявление закономерностей (устойчивых связей);

▪ конструирование из таких связей моделей будущих вещей, технологий (поизводственных, экономических, психологических, педагогических, социальных, политических, управленческих и др.) (прикладная наука).

▪ научное сопровождение производства вещей, реализации технологий согласно их моделям.

на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события.

Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности.

Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.

Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с потребностями и ценностями. Мышление же может обосновывать избранные ценности.

Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту закономерностей той или иной реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно. Когда же наука понимается как единственно верная форма ориентации человека в мире, тогда начинается ее абсолютизация (сциентизм), редукция целостного духовного акта до одномерного логического акта. Возникает редукционизм субъективности и ценностная слепота, т.е. упрощение, сведение высшего уровня развития к низшему, «смердяковщина».

Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность при этом осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.

Напрактикечеловек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Человек тем самым вступает в действительность. Жизнь людей является по существу практической.

Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.

Общее понятие науки

Наука – специализированная познавательная деятельность, порождающая идеальный продукт – объективное по содержанию и обоснованное по форме систематическое знание, часть культуры наряду с искусством, религией, нравственностью правосознанием. Наука выходит за рамки существующих практик, открывает новые закономерности для использования на практике.

Наука есть результат общественного разделения труда, специализированное понятийное мышление и познание, разновидность духовного производства идеального продукта в форме объективно верного и обоснованного знания, наука функционирует и как социальный институт.

Науке присущи особая форма практики, особые методы познания (абстракции, идеализация, математизация, формализация, моделирование и др.), особые организации (научные школы, НИИ, научные сообщества специалистов), особая профессиональная этика, ориентирующая на познание объективной истины, на обновление знания, на запрет искажений данных экспериментов, плагиата.

Тип современной науки зарождается в 17 веке: создаются мир идеальных предметов, не связанных с непосредственно с повседневной практикой (мысленные эксперименты Галилея). Идеальные предметы – абстракции с особой идеализацией – абсолютно твердое тело, идеальный газ, математические плоскости и т.п.

Первой формой науки была математика, затем – естествознание, затем – технические науки, и, наконец, социально-гуманитарные науки. Такая последовательность связана со сложностью предмета науки. Чем сложнее предмет познания, тем более поздняя стадия науки о таком предмете.

В 17–18 веках наука обрела важный мировоззренческийстатус.

В 19 веке она стала производительной силой общественного труда,

В 20 веке наука превратилась в вид духовного производства с мощной материально-экспериментальной и организационной основой благодаря поддержке государства и частных инвестиций. В 20 веке наука стала мощной социальнойсилой, благодаря применению своих методов к процессам управления. По мере применения науки к социальным процессом возникает и усиливается взаимозависимость естествознания и наук об обществе и человеке.

Исследователи отмечают три этапа в развитии науки: 1. классический (17– нач. 20 вв), 2. неклассический (первая пол. 20 в.), 3. постнеклассический (конец 20 в.).

В классической науке субъект дистанциируется от объекта и полагает, что из науки убрано все субъективное.

В неклассической науке доминирует идея относительности объекта по отношению к субъекту, к познавательным средствам и операциям субъекта.

В постнеклассической науке знание соотносится не только с познавательными процедурами, но и с ценностями познания и с социальными целями. На этом последнем этапе сами человеческие действия входят в состав познаваемой системы (экосистемы, системы искусственного интеллекта, человеко-машинные системы, генная инженерия).

Качественная определенность науки представлена особенностями научного мышления, научного знания и функциями науки.

Особенности научного мышления: предметность и объективность, выявление и моделирование закономерностей, понятийность, логическая и практическая доказательность и обоснованность, операциональность и конструктивность, систематичность, открытость и диалогичность.

Предметность означает погружения сознания в предмет, наполнение сознания предметным содержанием, сосредоточение на таком содержании и переработку этого содержания в понятия. Ученый проникает своей мыслью в предмет, говорит о предмете предметным же языком. Из предметности следуют объективность и конкретность мышления. Решающим является объективные закономерности (устойчивые связи и отношения), выражаемые в понятиях, логическая последовательность, ясная операциональностьмысли, порождающая ту или иную конструкцию.

Особенности научного знания – предметная определенность и объективность, доказательность, системность, интерсубъективность, специализированный язык, открытость для критики и проверки.

Особенности научного метода: он содержит в своем составе сжатое обобщение истории познания той или иной предметной области, ориентирует только на опытное знание, полученное или из данных внешнего опыта или внутреннего опыта, не содержит в себе гипотез о сверхестественном, о чуде. Ибо чудо не предсказуемо и не переводимо на язык операций.

Функции науки:выявление и моделирование закономерностей, конструирование моделей будущих продуктов из закономерных связей, научное сопровождение реализации научных проектов, объяснение, предвидение и прогнозирование.

Наука выявляет из массы случайностей именно закономерности потому, что на закономерностях (устойчивых связей и отношений) люди базируют свою жизнь; такие связи и отношения обеспечивают надежность и безопасность, позволяют предвидеть и прогнозировать события.

в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.

Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего и внутреннего опыта.

Исследователи различают 4 типа рациональности:

логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;

естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;

инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;

Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.

Науке присущи уровни: фундаментальный,раскрывающий или глубинные основы, или системные связи предмета как целого; средний, в рамках которого раскрываются закономерности той или иной части предмета; прикладной, на котором применяются выявленные закономерности в решении конкретных практических задач.

Лекция- конспект 3

И исследования

Методологический уровень науки есть обобщение истории познания предметной области.

Методологияесть учение о методах научного познания. Метод в переводе на русский язык означает путь, верный путь к цели. Методология содержит уровни: философский (всеобщий), общенаучный(особенный) и частнонаучный (единичный для той или иной науки, например, методология психологии).

Научная методология исключает применение чуда, так как чудо, чудесное не предсказуемо, и чудом человеком не может овладеть и подчинить его своей власти.

К философской методологии относятся закономерности научного познания, всеобщие формы мышления (логические категории), на основе которых разрабатываются философские методы (качественный, количественный и др.), метод развития понятийного мышления от содержания абстрактного к содержанию конкретному, принципыдиалектического мышления.

Тезисы об истине

Истина – от слова есть, естина, то, что есть

Классическоеопределение истины дал Аристотель – как соответствие знания действительности. Такое определение называют корреспондентским.

Истина– такое содержание знания, которое зависит не от субъекта, а от объекта, определяется объектом; т.е. мера совпадения содержания знания с сущностью предмета. Это – определение истины в аспекте ее качества.

Истинное знание развивается от частичного, одностороннего, абстрактного познавательного образа к целостному, более полному, конкретному и точному. Это – определение истины со стороны количества.

Количественный аспект истины фиксируется в понятиях истины относительной и абсолютной.

Относительная истина – истина, частично выражающая сущность предмета, т. е. неполное верное знание; оно обусловлено наличной практикой и культурой общества в данное время в данном регионе.

Абсолютная истина – такое объективное содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем. Мысль движется от относительной истины к абсолютной.

Способ существования истинного знания – это процессразвития знания от истины относительной к абсолютной, от знания менее полного к более полному и верному.

Заблуждение– такое содержание знания, которое определяется субъектом, а не объектом и поэтому не содержит объективного содержания.

Догматизм – абсолютизация наличного знания, толкование относительной истины как истины абсолютной.

Релятивизм – абсолютизация развития знания вплоть до отрицания объективности в содержании знания; коль истина толкуется в разное время различно, то объективной истины нет. Релятивизм ведет к скептицизму(сомнению вообще достичь истины) и в итоге к агностицизму(достичь истины невозможно).

Критерий истины – это показатель объективно верного знания.

Основной критерии истины – практика, так как в ней соединяются объект и субъект в актах действительного взаимодействия. Практику следует брать в ее развитии – практика отдельного субъекта познания, научного коллектива, сообщества, практику в ее историческом развитии.

Косвенные критерии истины – соответствие знаниям, теориям, которые проверены на практике; непротиворечивость теории; логическая обоснованность теории; простота, ясность в объяснении, очевидность, эстетическая стройность теории.

Английский философ Поппер предложил принцип фальсификациинаучной теории: теория должна указывать тот круг фактов, которые, если они появятся, свидетельствуют о несостоятельности теории в той или иной ее части, или в целом.

Истина в социально-гуманитарных науках включает ценностныйкомпонент:

▪ истинно то, что соответствует должному – идеям добра, справедливости, красоты.

▪ истина как осуществленная форма должного, желаемого, достойного; т.е. речь идет об истине, как о явлении, которое в своем осуществлении соответствует понятию о нем. Например, истинный друг, истинно человеческое общество и т.п., истинная форма демократии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Текст с более подробным содержанием, автор – С.З. Гончаров)

Рис.1. Тело общественного человека

Неорганическое тело есть искусственные органы мышления и воли: техника материальная для обработки природы, техника социальная «для обработки людей людьми» (социальные организации) и техника интеллектуальная для обработки идеальной реальности, тех значений, которые функционируют в головах людей.

Социальная техника в отличие от материальной не вещественна, она образована исключительно из отношений между людьми, из их координации и субординации. Поэтому она «чувственно-сверхчувственная» и постигается умозрением, как и всякие отношения.

Понятие неорганического тела позволяет исследовать состав мышления объективно – по тем предметным органам практики, функционирование которых направляется и регулируется сознанием. Позиции натурализма и сенсуализма упускают как раз неорганическое тело человека.

Функционирование предметных органов практики опосредствуется мышлением с такой же необходимостью, с какой действующие биологические органы предполагают психофизиологические регулятивные процессы. Вне обслуживания органов практики мышление не продуцирует объективные по содержанию и общезначимые мыслительные формы, ибо оно не располагает ни источником объективности, ни реальной силой, внедряющей в духовный обмен эти формы и поддерживающей их. Вне опоры на предметные органы именно общественной практики формы мысли размываются давлением чувственных данных.

Функционирующие органы практики диктуют субъектам схемы мысли, которые нельзя отменить по желанию потому, что они функционально необходимы для обслуживания исторически конкретных орудийных и социальных структур. Это – «общественно значимые, объективные мыслительные формы» (К. Маркс).

Обновляя предметные органы практики, люди обновляют и схемы практико-функционального мышления, а через них и логико-категориальные структуры, «прочно сидевшие» ранее в мышлении. Прежние схемы интеллектуально устаревают, так как не могут направлять и регулировать новые обстоятельства.

В процессе обработки природы возникает и развивается система трудовых операций, с их родами, видами и подвидами. Эти операции составляют технологическую основу и почву для формирования схем мышления.

Но для согласования технологических действий направленных на предмет труда, люди вступают в общение друг с другом и производят действия, сугубо коммуникативные. Такие действия имеют значение не своей материальной стороной, ибо они направлены не на предмет труда, а насубъектов труда, и важны не своим материальным составом, а лишь значениями, которые они передают, воздействуя на психику индивидов.

Поскольку важен не материальный состав коммуникативных действий, а их значение, то такие действия редуцируются со стороны своей материальности и предстают как действия символические и в дальнейшем вырождаются в знаковые действия, в язык. Представим это схематично (рис.2):

Лекция 1. Наука как особая форма духовного освоения реальности - student2.ru

Рис. 2. Единство предметных и коммуникативных

Действий

Стрелки, соединяющие индивидов, обозначают коммуникативные действия, стрелки направленные на предмет деятельности, обозначают предметные действия.

Коммуникативные действия (жесты, звуки) раздваиваются на внутреннюю сторону, на значения, и на внешнюю – материальную.

Поскольку для общенияважны значения, а не их носители, то материальная сторона передачи значений вырождается, в конечном итоге, до системы знаков, до языка. Жесты (символические телодвижения для передачи значений), звуковой язык, письменный язык, искусственные языки составляют ступени такой редукции. Значения настолько сращиваются со знаками, что становятся неотделимы от них и актуализируются непроизвольно, автоматически. Знаки становятся телом значения.

Из предметных действий развивается в процессе разделения труда система дифференцированных трудовых операций. Эти операции переводятся во внутренний план психики с помощью языка и превращаются в логическиедействия не с вещами, а с их заместителями (со значениями), с идеальными предметами, с классами таких предметов.

Из коммуникативных действий, из общения, развиваются общие значения, технологически необходимые для общения. Именно общение принуждает психику работать по общим схемам. Общение и обобщение одного практического корня. Система общих значений составляет субстрат сознания. Сознание есть психика, организованная общими, социально важными значениями. Оно есть социально-психическая форма функционирования идеального, которое развернуто в психике системой значений.

Из предметных (технологических) трудовых операций развивается логическоемышление, из общения развивается сознание, совместное знание, система общих значений. Единство деятельности и общения обусловливает единство мышления и сознания. Иллюстрируем изложенное (рис. 3):

Лекция 1. Наука как особая форма духовного освоения реальности - student2.ru

Рис. 3. Производность логики и значений сознания из единства предметных и коммуникативных действий

Общественно – материальная основа рационального мышления включает:

▪ объективные отношения, составляющие предметное содержание мышления;

▪ фиксацию этих отношений в их абстрактной определенности в искусственных органах общественной практики (материальной и социальной технике);

▪ перевод этих отношений в формы деятельности субъекта и в его мыслительные схемы в процессе оперирования орудиями и управления социальными организациями;

▪ особую форму субъектности – совокупного субъекта общественной практики, с позиций которого только и можно понять коллективный характер категоризации;

▪ способ объективации технологической деятельности, аккумулирующей в себе предметные связи – инструмент, машина, автомат;

▪ разделение труда, порождающее определенность трудовых операций и тем самым – определенность и разнообразие эмпирических схем мышления;

▪ обмен формами деятельности в общественных отношениях;

▪ формы собственности, обусловливающие степень универсальности общения и общественных отношений, а значит и мышления; социокультурные формы осуществления деятельности субъектов;

▪ материальное средство духовного обмена – язык, фиксирующий способы деятельности и общения и переводящий эти способы в моменты сознания в виде значений;

▪ практико-функциональный уровень мышления и сознания, которые непосредственно включены в функционирование органов общественной практики, направляют и регулируют их функционирование и выступают как технологически необходимый идеальный фактор социальной системы, как ее «самоотображение», идеально опосредствующее функционирование всех ее звеньев – как материально-технологическое освоение природы, так и общение, и общественные отношения между людьми.

Конкретизируем социально-технологическую основу рационального мышления.

В предметных органах практики реальные связи выделяются и фиксируются в абстрактной определенности, получают первичную практическую коллективную категоризацию и переводятся в процессе оперирования в мыслительные отношения, в микросхемы мысли, которые составляют исходный материал формирования рациональных структур.

Операции содержательного мышления всегда даны в социально-технологическом обрамлении. Например, Гарвей использовал схему насоса при уяснении работы сердца. Прозаическая связь «фундамент – надстройка» создается при постройке жилища, превращается в регулятив деятельности, освобождается от частных деталей и становится исходным пунктом обобщения подобных же действий в различных областях; возникает способ мыслить предмет с позиций уже обобщенной схемы: основа – обоснованное, «базис – надстройка». Способ, каким люди конструируют реальной связи, становится и способом их производства (мышления) идеальной предметности. Раздел гегелевской логики «Учение о сущности» посвящен именно основанию.

Практическое конструирование предметных абстракций (самолет, ракеты и т.д.) тем превосходит мысленное конструирование, что связи соединяются в новые структуры на материальном субстрате. Достаточно один раз практически замкнуть связи в новую структуру при определенных условиях, чтобы избежать надобности доказывать необходимый характер новой структуры. Ибо такая структура с необходимостью следует из специфической материальности предмета, а не из структур сознания. Однадействующая паровая машина доказывает «аподиктичность», необходимость положений термодинамики исчерпывающим образом. В практическом конструировании кванторы всеобщности и единичности совпадают.

Субъекты сами порождают новые структуры и причинные ряды из природного материала и из взаимных отношений. Такие структуры отделяются от предметной наполненности и преобразуются в «монограмму», модельную аналогию по освоению чувственных данных. формирование схем мышления в научной практике конкретно раскрыл В. С. Степин.

В образовании микросхем мысли решающими являются:

▪ выделенность реальных связей в ту или иную предметную структуру;

▪ включенность такой структуры в массовую практику из-за ее общественной значимости;

▪ перевод абстрактно выделенных реальных связей в схему реального действия, а затем и в схему мышления;

▪ общественно значимый характер предметной структуры, возможность оперировании ею различными индивидами, что позволяет фиксировать инвариантсхемы-действия;

▪ фиксация инварианта термином и включение его как схемы мысли в общественный оборот; закрепление такого термина в словаре;

▪ генерализация родственных микросхем мысли в их единыймыслительный эквивалент на основе общения.

Орудие есть предметная основа, а абстрактная операция – деятельная основание рациональных микросхем мысли. Абстрактные операции могут стать такой основой, если они стали определенны и устойчивы, общественно значимы и необходимы, что возможно в системе общественного разделения труда, где различные операции отделяются друг от друга и каждая из них закрепляется за отдельным работником.

В мануфактуре система операций превращается в надындивидуальное образование, а его субъектом выступает не отдельный индивид, ремесленник цеха, а комбинированный совокупный работник, живой механизм мануфактуры[14]. Продукт таких операций призван удовлетворять общественные потребности, поэтому сами операции общественно значимы, они передаются новым работникам, обозначаются специальной терминологией и входят в общее (общественное) сознание. Дробление деятельности на множество различных операций порождает новые специальные термины, схватывающие в операциях общий инвариант.

В Новое время с развитием мануфактурного разделения труда возникает профессиональная специальная терминология. Абстрактная операция, фиксированная термином, есть эмпирическая микросхема мысли с ее узко локальной разрешающей логической возможностью. Овнутрение надындивидуальной системы операций, их последовательности порождает рациональное и опосредствованное мышление, выражающее абстрактные связи в абстрактных операциях.

Разделение труда специализировало трудовые операции. Специализация операций привела к специализации орудий. В орудии заключен «общественно-выработанный способ действия»[15]. Одним из главных результатов разделения труда является «дифференциация, специализация и упрощение орудий»[16]. Определенность операций закрепляется материально, в особых инструментах. Теперь уже орудие задает форму операций, абстрагируясь от индивидуальных особенностей работников. Утверждается относительная константность операций. Их надындивидуальная система и объективация в орудиях и в языке содействовали выделению операций из вещественного состава труда, осознанию операций, точности, последовательности и конструктивности мышления. Последовательность операций в изготовлении продукта становится аналогом, согласно которому и предмет строится в мышлении последовательно, операция за операцией.

Специализация орудий явилась необходимой предпосылкой возникновения машин, которые сообщили качественно новый импульс развитию рационального мышления. В мануфактуре разделение операций является «чисто субъективным», комбинацией частичных рабочих, применение орудий еще зависит от индивидуального мастерства, «от силы, ловкости, быстроты и уверенности каждого отдельного рабочего»[17]. Константность и точность операций находят предел в живом человеческом факторе. Орудия остаются проводником индивидуального умения. Этот узкий технический базис, замечает К. Маркс, – «исключает возможность … научного расчленения процесса производства». Мыслительные схемы, опосредствующие процесс труда, эмпиричны и локальны. Принцип строения производства субъективный, так как субъект остается главным технологическим агентом. Базисом является ставшее односторонним ремесло.

Технологическое применение науки возможно при таких технических условиях, когда абстрактные логические операции воплощаются в природном материале с полным сохранением их формы и унифицируются. Это возможно благодаря механизации операций. В машине механизируется функция управления орудием. Рабочий орган машины «совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий»[18]. Тем самым исполнение операций освобождается от ограничений живым человеческим фактором. Единство абстрактной и конкретной сторон деятельности тоже перемещается в машину: двигатель генерирует однородное механическое движение, которое специфицируется рабочим органом машины в конкретное движение сообразно производственной цели (пилить, шлифовать, сверлить и др.). Операции, для выполнения которых раньше требовался «виртуоз», теперь выполняются простым превращением однородного движения двигателя в «утонченные» операции, совершаемые рабочим органом машины. Такое превращение абстрактного движения в конкретное достигается простым приемом – нажатием на педаль и др.[19].

Теперь работник своими действиями опосредствует технологическое движение самих трудовых операций, переданных рабочему органу машины. Операциональный аспект труда выступает на первый план и снимает вещественно-мускульное содержание труда. Длящиеся во времени операции опосредствуют операции, опредмеченные в пространстве. Возникает практическое операциональноеполе, рефлектированное внутрь себя в лице работника, например, оператора.

С резким возрастанием реального операционального опосредствования в труде рациональные и опосредствованные структуры мысли превращаются в относительно самостоятельное, устойчивое логическое образование, освобожденное от диктата сенсорного поля, чувственных данных.

Технологическая, аналитико-синтетическая мощь труда преобразуется в продуктивную идеальную силу индивида в форме его мышления. На предмет теперь идеально проецируются система логических операций, выражающих в снятом виде систему трудовых операций.

Применение машин изменяет субъективное строение производства на объективное, так как центр тяжести смещается с живого труда на опредмеченный, с рабочей силы – на предметные органы труда. Разделение операций между работниками мануфактуры сменяется разделением операций между машинами на фабрике. Возникает технологическая кооперация машин и системы машин. «Субъективный принцип разделения труда отпадает», технологический процесс разлагается «объективно» применением механики, химии и т. д.[20]. В рабочем органе машины операции противостоят работнику в пространстве, в застывшем виде, он относится к ним со стороны, субъект – объектно, стоит «рядом с ними», что содействует выделению субъекта из вещественного содержания операций и их объективному осознанию.

Объективное строение производства резко повысило долю объективности, рациональности, увеличило диапазон опосредствования в мышлении и составило основу нового типа мышления Нового времени, собственно научного мышления.

Машинное производство породило бурное развитие математики и естествознания, как своего технологически необходимого идеального фактора. В науке утверждается метод рациональной обработки экспериментальных данных. Возникает острая полемика между сенсуалистами и рационалистами. В немецкой классической философии принцип деятельности выдвигается на первый план.

4. Общественные отношения как конкретное основание

Рационального мышления

Методологическим положением является первичность социальной связи, которая составляет для людей ведущий мотив, смысл и критерий для оценок всех их построений, будть то экономика или религия. В. И. Плотников подчеркивает, что труд мог возникнуть «только в качестве элементарной социальной связи» (первичной производственной группы), содержащей «в возможности и труд, и сознание, и речь, и культуру, и социальные институты, и самого человека»[21].

Социальный обмен сообщает общественной форме определенность и устойчивость, отвлекаясь от индивидуальных особенностей индивидов. С интенсивностью общения развивается общая форма объективации сознания – язык, с развитием обмена между общинами возникает всеобщая форма продуктов – товар; с развитием торговли и технической кооперации утверждаются единые и общезначимые меры стоимости, дли

Наши рекомендации