Приемы, методы и формы научного познания.
В научном познании принято выделять 2 уровня: эмпирический и теоретический. Научное познание включает множество различных приемов, методов и форм познания. Различия между ними условны, часто употребляются как синонимы, но при строгом рассмотрении есть различия.
Приемы – обще логические и обще гносеологические операции, используемые человеческим познанием на любом этапе и уровне. Методы – сложные познавательные процедуры, представляющие собой систему принципов, приемов правил и требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе.
Все методы могут быть разделены на три группы:
1)специальные или научные применимы в рамках отдельных наук и объективной основой выступают научные законы и теории;
2)общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, объективной основой являются общие методологические закономерности научного познания.
3)универсальные, всеобщие методы. Они характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех областях познавательной деятельности с учетом специфик. Объективной основой методов являются общие закономерности понимания мира человека и мышления (философские методы познания)
Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез. Анализ - метод, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции с целью их самостоятельного изучения. Синтез – прямо противоположный метод, заключающийся в объединении ранее выделенных вещей с целью получения знаний о целом.
Абстрагирование – метод мысленного выделения отдельных интересующих нас в контакте, исследование свойств отношений конкретного предмета и одновременного отличия от других свойств, которые в данном контексте не существенны. Идеализация – как самостоятельный метод и как разновидность абстрагирования представляет собой предельное отличие от реальных свойств предмета с одновременным видением содержания образуемых понятий, признаков нереализуемых в действительности.
Индукция – метод, при котором мысль движется от частного знания, от знания фактов и знания общего к знанию законов. В основе метода стоят индуктивные умозаключения, но они весьма проблемны и не дают достаточного знания. Дедукция – обратный метод движения мысли, от знания общего к знанию частного.
Аналогия – на основе сходства объектов по некоторым признакам, отношениям выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях, но такой вывод бывает достаточно проблематичным и требует дальнейшего обоснования и проверки. Моделирование – метод, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия первому. Применяется, когда изучение оригинала невозможно или затруднительно из-за большого риска или расходов. Может быть предметом физическим, логическим, знаковым.
Наблюдение– исходный метод эмпирического познания представляет собой целенаправленное изучение предметов, и опирающиеся на чувственные способности человека. В ходе наблюдения получается знание о внешних сторонах, свойствах, признаках рассматриваемого объекта. 2 вида наблюдений: качественное описание и количественное описание явлений. В основе второго лежит измерение.
Эксперимент – более активный метод изучения представлений собой, активное целенаправленное изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться самими исследованиями. Эксперимент в структуре научного познания занимает особое место. С одной стороны это связующее звено между эмпирическим и теоретическим уровнем познания, а с другой стороны – принадлежность и к познавательной, и к практической деятельности человека. Возникнув в физике, он получил быстрое распространение везде. Виды экспериментов: исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный.
Гипотеза – и форма, и метод теоретически-научного познания. Как форма знания характеризуется проблемностью и недостоверностью. Как метод познания ведет к установлению законов, принципов, теории. Гипотеза как метод имеет достаточно сложную структуру:
1)ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому осмыслению
2)выдвижение догадки или предположение о причинах и законах данных явлений
3)оценка серьезности предположений и выбор из множества наиболее вероятной догадки
4)развертыванием выдвинуто предположение и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий
5)экспериментальная проверка выведенных из теории следствий.
На этой стадии гипотеза или получает эмпирическое подтверждение или опровержение. Статус объясняющего закона, принципа или теории получается лучшим по результатам проверки из предложенных гипотез.