Научное познание (эпистиология).
Научная рациональность.
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки, как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Познавательный (когнитивный) элемент включен органически и во все вне научные способы духовной деятельности человека (религиозное, нравственное познание). Сама философия как специфический вид познавательной деятельности не совпадает полностью с наукой. Однако, если в других формах духовной деятельности когнитивная компонента является одной из составляющих процесса освоения мира, то в науке эта когнитивная компонента является основной и доминирующей подчиняющей себе все другие стороны духовной деятельности, поэтому особенности именно познавательной деятельности выступают в науке более рельефно и их изучение позволяет составить более полную картину познавательной деятельности человека в целом.
Специфика научного познания наиболее полно и точно выражается в понятии научной рациональности. В самом общем видерациональность есть постоянная апелляция к доводам разума, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений, при принятии решении, касающихся судьбы познавательных рассуждений (утверждений).
Рационализм противостоит с одной стороны эмпиризму, с другой сенсуализму. Различие между этими направлениями состоит в понимании основного источника познания. Для рационализма основным источником является разум, для эмпиризма – чувственный опыт, для сенсуализма - чувственные познавательные способности.
Предпосылками научной рациональности (это связано с особенностями научного познания) является:
1)понятийная деятельность (освоение мира в понятиях, что позволяет науке выполнять основные познавательные функции (описание, объяснение и предсказание явлений определенной предметной области))
2)доказательность
3)системность
В основе доказательности и системности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений. 2) и 3), те качества, которые отличают научное познание от обыкновенного.
В истории философии можно выделить ряд этапов в развитии представлений о научной рациональности:
1.Дедуктивистская модель научной рациональности, начиная с античности до начала нового времени. В этой модели научное знание выступает как дедуктивистская упорядоченная система положений в основе, которой лежат общие предпосылки, и все остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивным путем. Эвклид, Аристотель, Декарт.
2.Индуктивистская модель научной рациональности появилась с развития экспериментальных наук. Доминировала 17-19 века. Родоначальник Френсис Бэкон. В этой модели определяющим фактором обоснованности научного знания выступают опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики состоят лишь в установлении логикой зависимости положений разной общности от фактов. Во второй половине 19 века становится ясно, что индуктивистская логика не имеет надежного обоснования, и поэтому выводы, полученные на ее основе, не имеют вполне доказательного значения.
3.Критический рационализм.Сначала 20 века. Одним из главным идеологом был К. Поппер. Рациональность рассматривается как критическое отношение к результатам научных исследований с одной стороны, научное знание гипотетично – с другой. Оно подвержено ошибкам, которые в процессе научного познания должны элиминироваться (удаляться). «Метод догадок и опровержений». На практике оказался настолько жестким и упрощенным, что ни один реально работающий ученый ни смог по-настоящему следовать этому методу.
4.Вторая половина 20 века. Связан с работами Т.Кун, Лакатос, Файерабенда. Контуры этого понимания все более обозначаются и как одно из возможных определений научной рациональности предположено следующее. Научная рациональность характеризуется апелляцией к доводам разума и опыта, логической и методической упорядоченностью научного мышления, регулятивным воздействием на научное познание идеалов, норм, стандартов, заложенных в научной парадигме и имеющей частично историческую и культурную обусловленность. В научном познании имеет место и иррациональная компонента, иррациональный элемент есть во всех видах деятельности человека, и наука не исключение, но для науки доминирует рациональное начало (интуиция), творческое озарение (иррациональное).