Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм и познавательный реализм.
Гносеология– раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Теория познания изучает в познавательной деятельности человека без отношения к тому, какова сама эта деятельность (повседневная или профессиональная). Специфика философской теории познания проявляется при ее сравнении с не философскими науками, изучающими познавательную деятельность. В настоящее время познавательная деятельность изучается психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой, логикой, языкознанием, исторической наукой т.д. Философская теория познания исследует те же явления познавательной деятельности, но ее главное отличие от других наук состоит в плане отношения, познания к объективной реальности, к истине, к его достижению. Главной категорией гносеологии является истина. Ощущение, понятие, интуиция и др., например, для психологии выступают лишь, как формы психически связанные с познанием, с деятельностью человека, а для гносеологии они есть средства достижения истины или познавательные способности, связанные с истиной. С особой точки зрения гносеология в то же время не пренебрегает данными других наук, а наоборот опирается на них как на специальное научное основание. Познаваем ли мир? Таков традиционный вопрос, возникший в древнюю эпоху. Вопрос о познавательности мира в гносеологии раскрывается через ряд вопросов: как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление сознавать действительность, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительности мира составлять верное отношение к действительности? Главный вопрос гносеологии следует сформулировать ни как вопрос о познании мира (можно ли достоверно познать предметы, вещи, их сущности и проявления сущности).
В истории философии сложились 2 взгляда на проблему познания : агностицизм и познавательный реализм. В нашей отечественной науке достаточно долгое время представлял, что агностицизм отвергает познание вещей. Представление, что агностицизм отвергает познание вещей не применимо ни к одной из его форм. Наличие есть следствие того, что познание есть сложный феномен. Протагор (Древняя Греция): «Разным людям свойственны разные знания, оценки одних и тех же явлений (человек есть мера всех вещей)». Он делает вывод о невозможности достоверного однозначного знания в существующих окружающих явлениях. Пирон: «Чувствительные восприятия достоверны, заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности». Д. Юм: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представлений, и дает нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависит действительность этих объектов». Э. Кант: «О том каковы они (вещи) могут быть сами по себе, мы не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они на нас производят, действуя на наши чувства, познаваемы лишь явления».
К концу 19 началу 20 века возникает направление конвенционализм. Это философская концепция, согласно которой научные теории и понятия не являются отражением объективного мира, а являются результатом соглашения между учеными. Ему в гносеологии противостоит познавательный реализм. Познавательный реализм не расходится с агностицизмом в 2-х моментах, в вопросе о познавательности явлений, как феноменов объектов чувственного познания. В ответе на вопрос: Можно ли познать мир целиком во всех связях и проявлениях? обе концепции дают отрицательный ответ. Расхождение между ними заключается в понимании сущности предметов, вещей, имеют ли явления отношение к сущности, возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности. Познавательный реализм говорит Да, а агностицизм – Нет.
При их рассмотрении принято выделять 2 вида:
1)Чувственное познание.
2)Рациональное познание.
Каждому из них соответствуют свои формы познания. Чувственное включает в себя: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – форма чувственного познания, соответствующая отдельным свойствам вещи, предмету. Восприятие - форма чувственного познания, соответствующая системе свойств вещи, предмета, и оно сходится из несколько ощущений. Представление - форма чувственного познания, чувственный наглядный образ вещи или предмета действительности, сохраненный и воспроизведенный в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Представление – образ.
Рациональное познание включает: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражается наиболее важные признаки, свойства вещей и предметов, выражаемых этим понятием. Суждение – связь между понятием и умозаключением. Умозаключение - вывод из нескольких суждений.
Чувственное и рациональное познание образуют единую психику человека. Рассмотрение познания через взаимодействие чувственного и рационального является один из аспектов рассмотрения познания с познанием всеобщего.
Знание– проверенный практикой результат познания действительности, вернее ее отражение в сознании человека. Взаимосвязь знания и незнания может быть выражена в 4-х основных познавательных ситуациях:
1)незнание о незнании (допроблемная ситуация)
2)незнание о знании
3)знание о незнании (проблемная ситуация)
4)знание о знании
Под субъектом принято понимать источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. В качестве субъекта можно выделить индивида, коллектив, и общество. Объект – то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность оценки и познания. Объект и объективная реальность это не одно и то же. Субъект и объект – это парные категории, выражение единства противоположности. Субъект – объемное рассмотрение познания (это еще один аспект рассмотрения познания в самом общем виде):
1)Позволяется мыслить, принцип отражения с принципом творческого активного характера познавательной деятельности.
2)Позволяется понять материальный вид знания как субъективного образа объективного мира, раскрыть диалектику субъективного и объективного в процессе познания. Позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса.
Создание субъектом познавательной структуры несут не только информацию об объекте, но и отражают состояние общественного развития, потребности и цели общества.
Проблема истины главная в гносеологии. Существуют разные понимания истины. Например: истина есть опытное подтверждение (позиция философского эмпиризма). Истина есть полезность знания, его эффективность (позиция прагматизма). Истина – это соглашение (позиция коменционализма). Мы берем: истина – соответствие знаний действительности. Такая трактовка истины включает следующие моменты:
1)действительность – объективная реальность, состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и в них проявляющихся.
2)действительность – субъективная реальность (духовная)
3)Истина как результат познания связана с практикой. Объект задается практикой, и истина как достоверное знание, воспроизводимое на практике.
4)Истина не остаточное, а динамическое образование, это есть процесс.
Всякая истина включает 2 стороны: объективную и субъективную. Объективная означает, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от отдельного человека, ни от человечества в целом. Субъективная означает, что она не существует, помимо человека и человечества.
Гносеология оперирует такими пониманиями истины как объективная, абсолютная и относительная. Объективная истина – адекватное отражение объекта, познающего субъектом, воспроизводящая познавательный объект, т.к. он существует сам по себе вне сознания. Из понимания истины как объективной следует ее конкретность. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины – зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Объективная истина содержит 3 аспекта:
1)Антологический объект. Связан с фиксацией в истине бытия, как
2)Аксеологический. Состоит из краев нравственно-этической и эстетической наполненности истины, тесной связи ее со смыслами жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека.
3)Праксеологический. Отражает включаемость в истину ее связи с практикой.
Самым важным является первый. С его позиции истина – соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту. Существуют разные формы истины. Выделяют концептуальную, операционную истину.
Для гносеологии особое значение имеют абсолютная и относительная истины. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто. Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – не полное знание о том же самом предмете. Абсолютная истина складывается из множества относительных истин, вместе с тем каждая относительная есть одновременно и абсолютная, т.к. в ней есть часть абсолютной. Единство абсолютной и относительной истин обусловлены их содержанием. Они являются объективными истинами.
Истина есть процесс. Это свойство проявляется двояко. Во-первых, как все большая полнота отражения объекта. Во-вторых, как процесс преодоления заблуждений.
Антиподом истины выступает ложь. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истине. Понятию лжи близко понятие дезинформации, но это не одно и то же. Дезинформация – передача объективно-ложного знания как истинного или истинного как ложного. Разновидности дезинформации могут быть – полуправда и ложь умолчанием. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, а дезинформация может быть осознанной и неосознанной. Для гносеологии более важным представляется понятие заблуждения. Заблуждение – своеобразное теоретико-познавательное явление, представляющее собой непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекта. Это свойство непреднамеренности существенно отличает его от понятия лжи. Заблуждения различаются по отношению к фактам, их воздействии, по степени достоверности информации, в них содержащихся, по роли развития знания и т.д. Роль заблуждений в познании не однозначна. С одной стороны всякое заблуждение уводит от истины, мешает познанию, но с другой стороны они могут вести к созданию проблемных ситуаций и способностью построения истинной теории. Проблема истины – проблема отграничения ее от заблуждений. Это упирается в проблему критериев истины. В современной гносеологии главным критерием истины рассматривается практика, взятая в процессе своего движения, развития. Вместе с тем утверждение, что практика выступает главным критерием истины, не отвергает других критериев, которые в этой связи могут рассматриваться как дополнение, но выполнять вместе с тем важные эвристические функции. Например, в теоретическом познании важен логический критерий, сущность которого в логической полноте, подчинение формам логики. В естествознании, философии важную роль играет аксеологический критерий, т.е. обращение к мировоззренческим, социально-политическим, нравственно-этическим принципам и установкам.