Основные формы существования материи.
Отражение, движение, пространство, время и системность. Движение – всякое изменение и изменение вообще, т.е. всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояния. На современном этапе познания выделяют 3 группы форм движения материи:
1)в неживой, неорганической природе
2)в живой, органической природе
3)в обществе.
В каждой из перечисленных групп могут быть выделены множества собственных форм, что связано с неисчерпаемостью материи.
К формам движения материи в неорганической природе относится: пространство и перемещение макротел, движение элементарных частиц и полей, химические превращения, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания, геологические изменения, изменение космических систем.
К формам движения материи в живой природе относится: совокупность жизненных процессов в организме, различные отношения в биозонах, в замедлении всей биосферы с другими природными системами Земли (гидросферы, тропосферы) и с обществом.
К формам движения материи в обществе относится многообразные проявления сознательной деятельности людей. Все важные формы отражения и целенаправленных преобразований деятельности людей как связи между собой, материей и сознанием в антологическом плане.
1)актуально
2)потенциально
Актуальная связь обусловлена субстратной вещественной и квантово-полевой основой индивидуального сознания. Сознание отдельного человека (индивида) имеет материально-вещественную субстрату (головной мозг), которая является результатом развития природы антропогенеза. Современная наука подошла к рубежу, когда все более начала появляться связь психических явлений сознания человека не только с условными и безусловными рефлексами, не только с биохимическими и биофизическими процессами происходящими в клетках головного мозга, но и с квантово-полевыми структурами головного мозга. Неразрывная связь сознания человека с мозгом, в особенности с квантово-полевыми преобразованиями, устанавливая энергетические и информационные связи психики человека с биосферой и космосом, означает обнаружение более глубоких связей между психикой и природой, сознанием и материей. Эта связь свидетельствует о наличии лишь, а не о абсолютной противоположности материи и сознания.
Потенциальная связь означает, что природа неорганическая и органическая содержат в себе в виде возможности такую высшую форму психического, как сознание. Сознание выступает высшей формой отражения, которой в живом и неживом препятствует более жизненная форма. Под отражением понимают результат взаимодействия материальных объектов или предметов.
Формы отражения: сознание человека; психика животных (условные рефлексы и инстинкты) и раздражимость – это живая природа; дистантная форма отражения и непосредственная контактная (механическая) - неорганический мир.
По отношению к сознанию человека эти более жизненные формы выступают, как разные формы возможности сознания, как формы его потенциального существования, из практического вытекает несколько следствий. Признание потенциального и актуального существования в масштабе всей природы приводит к выводу, что сознание вечно, как и материя. В антологическом плане противоположность сознания и материи не абсолютно, а относительно. Антологическое сознание может быть представлено в 2 формах:
1)естественно-природная
2)социально практическая
Социально-практическая форма включает в себя техническую реальность практики всех предшествующих этапов развития и современную практику.
Общий вывод. Философское понятие материи в своем развитии прошло несколько этапов:
1)Чувственное представление о материи, т.е. материя, отождествлялась с теми или иными природными стихиями.
2)Вещественно-субстратное представление о материи. На этом этапе материя отождествлялась с веществом, с атомами или с комплексом их свойств, т.е. комплексом предметности.
3)Философско-гносеологическое представление о материи. Это представление сформировалось в условиях кризиса естествознания и философии на рубеже 19-20 веков.
4)Контуры только складываются. Но помимо гносеологического и антологического определения материи, это определение должно включать и социально-гносеологический аспект.