Историко-философский процесс (критерии типологизации).
Разнообразие философских вопросов и идей, способов их постановки и решения ставят перед историко-философской наукой задачу типологизации. Критерии типологизации:
1.Гноселогический (делится на материализм и идеализм (дух, идея), а идеализм на объективный и субъективный)
2.Познавательные способы (сенсуализм (главный источник познания – чувства) и рационализм (разум))
3.Метод познания (метафизика и диалектика)
4.Отношение к религии (атеистическая и религиозная философии)
5.Отношение к науке (сцентфизм (связь философии с наукой) и антисцеянтизм)
Это типологизация по содержательному, а не по временному признаку.
- Созерцательный тип философии (главный метод познания – наблюдение)
- Умозрительный тип (с поздней античности до средневековья). Основной источник познания – иррациональные (не подвластные разуму) источники.
- Деятельностный тип
- Социально-экономический тип
Этапы развития философии:
1.Древняя философия (с 6-5 века до н.э. – 4-5 век н.э.)
2.Средневековая (с 5 – 15 века)
3.Новая философия (с15 века). Делится на: Возрождение (Ренессанс, 15-16века), современная философия (с 20 века), философия нового времени (философия начала нового времени -17 век; философия периода европейских революций -18 век; немецкая классическая философия -19 век)
Древняя философия.
Философия Древнего Востока. Древняя Индия.
Широкий спектр философских идей сохранился в философии буддизма, джинизма, веданта, йога и т.д.
Веданта возникла как философия и ассеминировала в религию индуизм. Название получила от «веды» - сборник священных песен, заклинаний. Сама философия веданты была изложена в Упанишадах. Индивидуальная душа – Атман, проходит цепь перерождений (сансара). За каждой смертью наступает новая форма жизни. Эту форму последующего перерождения определяет карма (сумма добрых и злых дел).1.Хорошая карма ( в новой жизни ты можешь возродится князем). 2.Средняя (возрождение в том же качестве). 3.Плохая (раб, животное, червяк). Закон кармы действует для всех кроме тех, кто встал на путь аскета – отшельника (по их мнению, это путь богов). Он приобретает освобождение от закона кармы (мокша). Поиск высшего состояния (брахман – высшая душа, высший абсолют).
Буддизм (6-5 век до н.э.) от имени родоначальника Гаутамы Будды. Главный тезис: жизнь – есть страдание. Причина страданий заключается в Дхармах (бесконечные вспышки жизненной энергии). Освобождение от них лежит в отказе от страстей и достижении в противовес непостоянству Дхарм, некоего постоянного сущностного психического состояния (Нирваны). Метод постижения истины и приближение к нирване заключается в праведной вере, в необходимости подавлять страсти.
Древний Китай. Конфуцианство, даосизм.
Конфуцианство от мыслителя Конфуция (6-5 век до н.э.). Ключевое понятие этой философии – понятие совершенного человека («цзюнь цзы») - обладает гуманностью («Жень»), чувством долга («и»). Гуманность включает в себя скромность, сдержанность и бескорыстие. Чувство долга включает в себя обязанность учиться и постигать мудрость древних, благопристойность, соблюдение традиций и обрядов, уважение к старшим.
Даосизм («Дао де цзин») – книга о «Дао» - пути и благой силе – «де». Лао Цзы. Дао-путь – всеобщий закон и абсолют он господствует всегда и везде, не видим, но управляет всем. Он дает начало, форму и имя всего. Дао проявляет себя благой силой «де» (добродетелью).Выражение Дао в мире является чередование образцов «инь» и «ян». Самоестественность Дао требует отказа от произвольных целеполагающих действий. Отказ от самого Дао ведет к нарушению гармонии и как следствие этого к гибели. Высший смысл: нахождение Дао-пути.
Философия Древней Греции. Ранняя античная философия.
Милетская школа (г. Милет). Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Чистое созерцание истины, поиск единого первоначала. Первосубстанция: у Фалеса – вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон. Вещи возникают в результате превращений происходящих с первосубстанционным веществом
Числу ранних древнегреческих школ относят и Пифагорейскую. Первосубстанция – число.
Гераклит из города Эфес. Первосубстанция – огонь как борьба и гармония разных стихий. Мир состоит из борющихся противоположностей (день-ночь). Закон гармонии мира гласит : «враждебное платит собой; явленное как два на самом деле одно».