Открытия французских историков эпохи Реставрации.
Были философы, которые пытались нащупать объективное, которое движет, мыслями рабочего класса (французская революция подтолкнула к поискам объективного), я вам называл целую плеяду историков французской реставрации (работы с 1815–1830 гг). Они открыли классы и классовую борьбу. Они обратились к французской революции и поняли, что французская революция это есть борьба двух группировок, сторонников и противников старого режима. Встал вопрос, что лежит в основе вот этого деления на классы, почему они борются. Ответ был простой, эти люди занимают разные ниши в системе имущественных отношений. Так, что, оказывается, выяснилось, что в истории есть объективные интересы, как видите. Поняли, что отношение собственности есть основа общества. Ну а дальше возник вопрос о том, откуда возникли отношения собственности. Аборигены всё время боролись с иностранными захватчиками, аборигены восставали и выгоняли их. Т.е. ответ уходит в корни истории.
Вклад политической экономии в решение проблемы объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
Наука политэкономии, открыла экономические отношения собственности. Выяснила, что существует два вида отношения собственности, это волевые отношения собственности и правовые отношения, за последними скрываются экономические отношения. Когда возник капиталистический рынок, экономические отношения выступили, как нечто самостоятельное. Т.е. понятно что есть какая то экономическая сила, которая диктует как вести себя, как вести предпринимателю, скажем если на рынке цены на какой то товар падают, значит надо рпекращать производство, нужно убить конкурентов, значит нужно уменьшить себестоимость, ввести новую технику. Т.е. экономические отношения объективны, не зависят от воли сознания людей, тогда откуда они взялись, наверно из природы человека, но когда стало ясно, что существует несколько экономических систем, то возник вопрос природа то ведь одна, а систем много.
Философия истории А. Сен-Симона.
Возник вопрос перехода между системами, которую решил А.Сен-Симон. Вся история связанна с тремя типами общества: античное общество, это там где господствовало рабство, средневековое, там где крепостное крестьянство, и последнее наёмные рабочие. Всё зависит от экономической системы. Но до конца решить проблему, почему существуют экономические системы, почему они меняются (он сослался на природу человека), не удалось.
112 Открытие объективного социального бытия. Возникновение материалистического понимания истории и всеобъемлющего материализма (панматериализма).
И эту проблему решили Маркс и Энгельс. Общественная деятельность, это создание материальных благ, и ясно то одно, что производительная сила оказывается разной. Система экономических отношений зависит от уровня развития общества. Был открыт объективный источник общественных идей. Этим источником общественных идей явилась система социально-экономических отношений, которая определялась не взглядами людей, а уровнями развития производственных мощностей. Получалось, что общественное всегда управляет сознанием.
Открытие материального источника активности мышления.
Решение основного вопроса философии было распространено на общество. Совершено было развитие материализма, сформировался законченный материализм, который в одинаковой степени касался и природы и общества. Как только было выяснено, что в основе развития общества лежит основа развития производства, как только выяснилось что человека существо производящее, что животное к природе приспосабливается, а человек создаёт, вот тогда и можно было понять, раскрыть источник активности мышления. Существует духовная и материальная активность. До марксизма казалось, что духовная активность первична, а материальная активность вторична. Сначала ум, а потом труд. А вот уже в философии Маркса, наоборот, сначала производство основа всего, а потом, уже мышление, именно производство вызвало к жизни мышление, а не наоборот. Материальная активность источник духовной активности.
Мы говорили, что проблема свободы и необходимости неразрывно связана с проблемой предопределённости. Есть ли детерминизм? А если есть, то какой этот детерминизм.