Материалистические идеи в русской философии XIX – XX в.в. (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
• Н.Г. Чернышевский;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,
определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.