В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев о «русской идее».
Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьёвым. В дальнейшем это понятие было рассмотрено Бердяевым. Оно вкл-т: особенности рус. средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы русского социализма. В работе Бердяева «Русская идея», он выступил против идеи евразийства, что судьба России связана с идеями христианства. По Бердяеву русская фил-я показала, что русская и европ-я культуры не совместимы. Русскому духу свойственны – радикализм и нигилизм. Уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем по европейски воспитанные русские интеллигенты. Поэтому большевизм стал судьбой России. Коммунизм в России никогда не будет побеждён силой. Он будет преодолён путём духовного перерождения и религиозного покаяния и возрождения.
Соловьев о русской идее. В развитии народов, и в частности в истории России Соловьев видел 2 стороны. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства того или иного народа, а снацинализмом – всё негативное с точки зрения христианской морали. Национализму, разрушающему народ он противопоставли принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность и благо во имя других народов. По мнению Соловьева, два велкиких подвига в российской истории – призвание варягов для образования русского государства и реформы Петра I. Национальное самоотречение дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи. На новом этапе развития российского общества Соловьев под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Соловьев таким образом пытался решить проблему кризиса православия, но не находил понимания ни в официальных и религиозных кругах, ни среди интеллигенции.
В книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" ,"Русская идея" Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение. Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.
36.Философские идеи русского консерватизма (К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев).
под консерватизмом поним социал-фило концепции, обосновыв необходимость сохранен и поддерж исторически сложив-ся форм госуд-ой и общ-ной жизни, ее морал, право, религиоз и семейных основ. Влияние на становление русского консерватизма оказали мыслит Томас Карлеш, Эдмунд Берк, Жозеф де Местра. На философском уровне —Леонтьев (1831 — 1891) и Победоносцев (1846—1907). Впервые идею многообразия типов культур изложил Данилевский, разработ сист осн типов культур и объяснив механизм их возникнов, развит и смены в ходе мировой истории. Дан. пришел к выв, что подобно тому, как в природе сущ-ют различ типы организ животных и растений, в чел-ской истории сущ-ют различ типы кул-тур. Под культурно-историч типом он поним историческое развитие. Содерж всемирн истории составл, по Дан. развитие 10 типов культур: египетской, китайской, индийской древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Славян тип кул-ры, кот принадл будущее, согласно Дани., находит в процессе становления. Дан. отмеч что каждая цивилизация вырабатыв преимуществ свой вид духовной деятельности. Он различает 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Исходя из анализа этих видов деят-сти он рассматривает основ типы цивилизаций. 1-ые цивилизации — египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую —подготовительными, т.к. они не проявили ни 1 из сторон общечел-ской деят-ти. В них все было «в смешении: религия, политика, кул-ра, обществ-экономичя организация». следующ цивилиз достигли более выс уровн во всех сферах деят-сти, но больше в какой-то определ области. Религия была «всепроникающим началом» в еврейской цивилиз; худож-культ-ная деят-сть получила развитие в греческой; политическая— в римской цивилизации. Т.к. в этих цивилиз была развита 1 определ деят-сть, он назыв их «одноосновными». Цикл развития культурно-исторического типа представлен след образ: 1)бессознат-ый период, в кот народы буд культурного типа находятся еще на уровне «этнографического материала» и когда формир психич облик народа; 2)период гос-ного становления, в ходе кот народы сост полит независимые образования; 2)период цивилизации, в кот народ становится культурноисторич типом и проявл свою деят-сть во всех направл. Первые 2 пер длятся тысячелетия, тогда как пер цивилизации сравнительно краток. После пер расцвета цивилиз наступ и период застоя. 1 из наиболее глубоких рус мыслит 19 в. К.Н. Леонтьев был антидемокр и антипрогрес. Он разработал оригинальную социал-философ концепцию консерватизма. Концепция Л. носит глубоко системный хар-ер. Связ природу и чел-ка, мир его кул-ры, Л. сформул органическую теорию развития. Органич разви, по Л., явл сложным процессом, полный цикл кот включ в себя след этапы: первичной простоты; цветущей сложности; вторичного смесительного упрощения. Начал этапом развит выступ первичная простота, т.е. состояние системы, в кот не выявились еще все заложенные в ней возможн. Перех от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цвет сложность - высшая точка развит. В кажд органич системе заложен механизм саморазруш и при достижен высшей точки развит начинается переход о цвет сложн к вторичному смесительному упрощения, кот процесс проявл в: ослаблении единства между частями; разрушении сложной иерархической струк-ры и уравнивании част др с др; отпадении частей от един целого. Итог распад, разложение, гибель системы. На основе этой схемы Л. обосновал идею цикличности развития госуд-тв, народов, кул-р. Достигнув расцвета, своей высшей точки, общ-во постепенно переходит к нисходящей линии развит, где разнообразие смен-тся однообраз, рез-те чего постепенно угасает способнь к кул-му творч-ву и данное общ-во перестает сущ-ть. Теор органич циклич разв-тия Л стала философ основ историософских построен русс консерваторов.В русском консерватизме идеи прогресса, демократии и либерализма подверг развернутой критике как с позиций органического подхода (Леонтьев), так и с религиозно-нравств позиций (Победоносцев). Выдвиг Л. идеи цикличности развития находились в прямом противореч с популярнв то время концепциями прогресса. Идеи прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу, рассматрив Л. как иллюзорные. В рус консерватизме дана не только критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функц-вания. К.П. Победоносцев наход такой образ для характеристики демократии, как «великая ложь нашего времени». Демократ безнравств, т.к. основ на лжи, а «что основано на лжи, то не может быть право». Он показыв, что идея народовл очень привлекат но в основе своей ложная, и весь опыт истории свидетел о том, что эта идея никогда не воплощ в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита. Перспективы будущего развития России проанализированы К.Н. Леонтьевым. 1-ый: тихое, медленное разложение византийских начал путем демократизации. Россия в таком случае пойдет подражател путем, потеряет свое «национальное лицо» и растворит в западноевроп кул-ре. Россия перестанет сущ-ть как великое госуд-во, превратив в заурядную демократ республику на задворках Европы. «Социализм, т. е. глубокий и отчасти насильственный экономич и бытов переворот, теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере для некотор части челов-ва». Социалистич идеи, по его мнен, ненаучны. Социоалист-ских пророков сменят социалист диктаторы, а сам социализм будет оформлен как гос-ная религия.