Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский).

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

- философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
- религиозные идеи несомненно оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди, - братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

- естественно-научные. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине 19в и новые открытия в различных отраслях знания, подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей.
- исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

Н.Ф.Федоров по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли, Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. При чем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе давно умерших предков.
Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым место для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых мест обитания. И здесь достойная новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Федоров в своих мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит землю в космический корабль. В перспективе человек объединит все миры и станет планетоводом. В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной. Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса.

Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы. Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди. Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу». В этих условиях, по мнению Вернадского, человек должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.

Наши рекомендации