Западники и славянофилы о соотношении общества и личности («тотальности» и «индивидуальности»).
Лидеры славянофильства — Алексей Степ Хомяков (1804—1860), Иван Вас Киреевский (1SU6— 18ЬЬ), Конст Серг Аксаков (1817— 1860), Юрий Федор Самарин (1819—1876) — выступ с обоснованием самобытн пути развит Р. В основе славянофил-го поним русской истории лежат общие взгляды об историч процессе, наиболее полно представлен в незаконченном фундамент труде А.С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В. Гоголем, — «Семирамида». Развитие духов жизни и кул-ры Европы определ тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем. Только православие восприняло и сохран, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христ-ва во всей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). В ист России произошло слиян духовных ценностей православ с народ жизнью. В рез-те этого оформился «дух народа», благодаря котор народ становится подлинным субъектом истор-го процесса. Велич заслуга славянофилов заключ в том, что они стали рассмать нацию как духовное явление. Славянофилы придержив органичес взгляда на общ-во как на естественно сложивш общность людей, имеющую собствен принципы организации жизни. Органический взгляд на общ-тво означал, что его развитие представлялось процессом саморазвития по аналогии с явлен живой природы. А.С. Хомяков предупреждал об опасности грубого вмешательства в обществен жизнь. Нельзя насильственно ломать целостность народн жизни и втискивать ее в чуждые ей формы культуры. Структурн един-ей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной харак-кой кот явл самоуправлени. Общинный дух рус народа они противопоставляли западноевроп-му индивидуализму. И.В. Киреевский описывает различие м\у организацией общ-ва в ЗЕвропе и в России. Если бы кто-то хотел вообразить себе западное общетво времен феодализма, то ему представилось бы множество замков, каж из котзамкнут, обособлен и враждебно настроен против всех остальных. Русское общ-тво того же периода — это бесчисленное множ маленьких общин, расселенных по всей земле русской и составляющих каждая свое согласие или свой мир. славянофилы наглядно показали, что жизнен нач России и Европы различны, что означало неприемлемость европейских форм жизни для России. А.С. Хомяков прямо заявляет: «Я знаю, что все соверш на Западе было необходимо, но из того самого, что оно было необходимо на Западе при его началах, следует, что оно невозможно у нас при наших» Размышл о переносе европейских форм кул-ры на русскую почву, он утверждает: «Я не говорю: лучше не принимать, но говорю: нельзя принять, если бы даже и хотели» Нельзя принять пот, что в ходе исторического развит уже были выработаны начала русской жизни. Влияние славянофилов на рус мысль было необычайно сильным. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Петр Яков Чаадаев (1794—1856), Александр Иван Герцен (1812—1870), Виссарион Григор Белинский (1811 — 1848), Тимофей Николч Грановский (1813—1855), Николай Владимир Станкевич (1813—1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. но их всех объединяло неприятие креп права, отстал рус жизни, требование демократизации обществен жизни, вера вевроп буд России путем усвоения исторических достижений стран ЗЕвропы. Многие идеи западников были вынесены ими из общения со славянофил. «западниками» их можно назвать лишь услов, и от своих противн — славянофилов они отлич не столь принципиально, как это кажется им самим, а с другой — за социально-политическими и историко-философскими высказыван этих атеистов таятся сильные и типично рус религиоз устремления и идеи». 1 из перв русс мыслит-западников был П.Я. Чаадаев. Основой мироздания Ч. считал мировой разум — высшую реальность, лежащ в основе видимой реальности природного и историч бытия. Божеств разум, выступающий как Провидение, определ всю человеч историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире». Существов же России в мир истор, по Чаадаеву, лишен смысла, поскольку божествене провидение отказало рус народу в своем благодетельном воздействии. Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формир-ся в рамках западничества, были хор извест мыслители и общественные деятели: В.Г. Белинский (1811 — 1848), Л.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877). В отл от либерального западничества они рассматривали фил как сред-во для обоснования своих полит идеалов, для преобразов рос действительности не только на основ просвещения и развития науки, но и революционными методами. Мысли об актив роли фил в общ-ной жизни пронизывают произведения В.Г. Белинского и А.И. Герцена. 3ад фил — содействовать нуждам эпохи, целям развития народа. Во имя освобожд лич-ти от крепостного гнета и ее полноц развит они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральн т.зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Белинский, напр, счит, что переустройство общ-ва можно совершить только силой народ движения, народ революцией. в отл от А.И. Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты рус крестьянина. Герцен и Белинский, считали, что социализм должен быть только сред-м освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущ. Для социал-го созидания нужны конструктивные идеи и развитое народ сознание Одним из наиболее радикальных представит западничества в России был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), проповедовав идею безгосударственного социализма, назван им анархизмом. рассматривает историч процесс как результат «борения начал» — животности и человечности. Основу исторического процесса, по его мнению, составляют след 3 принципа: человеческая животность, мысль и бунт.