Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. (По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным.) Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса
Известное учение Аристоетля «О четырех причинах»: материальной, формальной, движущей и целевой. Он писал: «То, из чего что-либо возникает – материальная причина (так как вещи возникают из материи); сущность, в силу которой вещь такая, а не другая – формальная причина (ибо особенность вещи придает форма); начало движения – движущая причина; то, ради чего всё осуществляется – целевая причина». Основной причиной Аристотель считал форму, которая по своей сущности активна, в то время как материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира. Аристотель исходил из того, что все вещи находятся в движении – механическом, физическом, биологическом (развитие живых организмов) и социальном (развитие общества). Вслед за Платоном он исследовал развитие человеческого мышления, создал формальную логику. Важное значение придавал проблеме соотношения возможности и действительности. Он считал, что тела существовали лишь в возможности, пока не появилась форма. Форма превращает возможность в действительность. Бог – форма всех форм.
Аристотель был самым талантливым учеником Платона, однако он был строптивым. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». Основные положения:
1) дал первым глубокое определение сущность философии. Философия – это наука, которые другие науки должны прислуживать, как служанки прислуживают царице.
2) По-своему решил проблему первоосновы мира, эту основу он усмотрел в материи, что Платон считал Тенью. Однако он не отбросил учение Платона: другой первоосновой мира являются формы и идеи и эти идеи переплетаются с вещами. Двойственная основа.
3) Движение. Заявил, что источник заключается не в вещах, а вне их и главные источник – Бог.
4) Он большое внимание уделял мышлению, как важному инструменту научной философии. Он создал впервые науку о правильном мышлении – логике.
5) Критиковал не только общую концепцию, но и учение об «идеальном государстве». За то, что Платон отстаивал общественную собственность как основу государства. А считал, что общественная собственность рано или поздно приведет к развалу, т.к о ней никто не заботится.
15. Платон об идеальном государстве.(!)
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром. В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.
Оригинальную теорию идеального государства создал Платон. Этим государством правят мудрецы и философы, которые обладают такими качествами, как познание истины, добра, красоты; мудростью; мужеством, справедливостью, умеренностью во всем. В их душах преобладает разум, который руководит страстями. Кроме мудрецов и философов Платон выделял сословие воинов и производящее сословие (земледельцы, ремесленники и т.д.). Таким образом одно сословие создает материальные и духовные блага, другое – защищает государство, третье – управляет государством. Платон признавал три формы государства: монархию, аристократию, демократию. Каждая из них может быть законной и незаконной – насильственной. Признаются только законные власти государства. Согласно Платону, справедливое и современное государство – это высшее из всего, что есть на Земле. Поэтому человек должен жить для государства, а не государство для человека. Эта идея была направлена против идеализма, защищала общие интересы. Она оказалась блихкой русскому самомознанию, воплотилась в идее русской государственности, которая развивалась в светской и религиозной форме
16. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).(!)
Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму. Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.
Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни. Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды.
Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения неоплатонизма.
Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую общину!» - восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии, Плотин (204-270 н.э.) имея в виду небеса, вечное божественное бытиё. Плотин был последователем философии Платона, но не простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми идеями. Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не идеи, как у Платона, а божественное Первоеденение или Единое, которое может быть определено только как самовладеющее первоначало, лишённое всяких свойств. Его философская задача заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире. В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основаны его идеи, а не сама философская схема. Наиболее значимые из философских идей Плотина следующие:
- ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;
- признание высшего бытия как творческого начала;
-идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация.