Типология философских учений по критерию
Существования и сущности объективной реальности
Направления | Течения | Представители или направления |
Реализм: существует объективная (независимая от человеческого сознания и первичная по отношению к нему) реальность | 1.Религиозно-философский реализм: сущность реальности – Бог 2.Объективный идеализм: сущность реальности и её первооснова – мировое, внечеловеческое сознание 3.Материализм: объективная реальность и ёё сущность - материя | 1. иудаизм, ислам, христианство - любая разновидность религиозной философии 2. брахманизм; Платон, Гегель 3. материализм, марксизм |
Субъективизм: основа реальности -сознание человека | 1.Умеренный субъективизм: человек – центр реальности 2.Субъективный идеализм и солипсизм: человеческое сознание творит реальность | Юм, Кант, Фихте |
Типология философских учений по критерию познаваемости мира (гносеология)
Гносеологический оптимизм (когнитивизм) | Гносеологический пессимизм | |
- мир в принципе познаваем, человек способен познать сущность мира: Материализм (марксизм); Объективный идеализм (Платон, Аристотель, Гегель); Религиозная философия – аргументируют различно, но полагают сущность бытия доступной познавательным возможностям человека. | Релятивизм: всякое знание относительно, т.е. неполно, условно, поэтому объективная истина недостижима: Античные софисты и скептики; Позитивизм, прагматизм | Агностицизм: мир в принципе не познаваем, сущность бытия не доступна познавательным способностям человека: Субъективный идеализм, солипсизм (Беркли, Юм, Кант); Религиозная философия – «отрицательная теология». Скептицизм: возможность познания реальности, её сущности, сомнительна: Субъективный идеализм, солипсизм; Материализм. |
· Понятно, что в одном философском учении соединяются онтологические и гносеологические характеристики, т.к. в нём есть и онтология, и гносеология, поэтому любая философская система характеризуется и с онтологической, и с гносеологической стороны.
· Независимо от того, является философ гносеологическим оптимистом, пессимистом или скептиком, он, анализируя познавательные способности и возможности человека, может рассматривать одну или несколько способностей в качестве главных, - составляющих основу познавательной деятельности (и, возможно, являющихся критерием истинности знаний).
Типология философских учений по проблеме приоритета познавательных способностей человека
Сенсуализм | Рационализм | Иррационализм (и фидеизм) | Научный материализм |
- источник познания и критерий истины – чувства (ощущения) | - разум – основа и средство познания, критерий истинности | - внесознательное(бессознательное, интуиция) – основа познания; познавательная роль разума ограничивается или отрицается. Фидеизм: суть познания определяет вера в Бога. | - идея союза, или дополнительности познавательных сил: все способности участвуют в познании |
· Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму
· Все гносеологические позиции связаны с онтологическими представлениями. Так, например: рационалисты полагают, что мир устроен разумно, законосообразно, а иррационалисты, что мир хаотичен, нерационален, в нём господствует случайность.
· Вопрос о том, как человек должен пользоваться своими познавательными способностями – чувствами и разумом – впервые поставлен в античности и предстал как противостояние сенсуализма и рационализма. В Новое время, с развитием науки, проблема познания ставится как вопрос об источнике всеобщих и необходимых истин (законов), и рационализм противостоит эмпиризму (сенсуализм как его первоначальный этап) и затем иррационализму.
· Эмпиризм утверждает опыт в качестве источника знаний, причём опыт понимается широко: от данных органов чувств, до научного опыта и «внутреннего опыта». Поэтому эмпиризм ведёт к субъективному идеализму, солипсизму, скептицизму, феноменализму.
· Разные оценки науки современными рационализмом и иррационализмом выражаются в (1) сциентизме (сайентизме) и (2) антисциентизме (антисайентизме):
(1) – отстаивает культурную ценность науки, абсолютизирует роль науки в познании и социальной жизни;
(2) – принижает культурную ценность науки, ставит под сомнение её положительную роль в жизни общества.