Типология философских учений
Типология философских учений по критерию
Существования и сущности объективной реальности
Направления | Течения | Представители или направления |
Реализм: существует объективная (независимая от человеческого сознания и первичная по отношению к нему) реальность | 1.Религиозно-философский реализм: сущность реальности – Бог 2.Объективный идеализм: сущность реальности и её первооснова – мировое, внечеловеческое сознание 3.Материализм: объективная реальность и ёё сущность - материя | 1. иудаизм, ислам, христианство - любая разновидность религиозной философии 2. брахманизм; Платон, Гегель 3. материализм, марксизм |
Субъективизм: основа реальности -сознание человека | 1.Умеренный субъективизм: человек – центр реальности 2.Субъективный идеализм и солипсизм: человеческое сознание творит реальность | Юм, Кант, Фихте |
Типология философских учений по критерию познаваемости мира (гносеология)
Гносеологический оптимизм (когнитивизм) | Гносеологический пессимизм | |
- мир в принципе познаваем, человек способен познать сущность мира: Материализм (марксизм); Объективный идеализм (Платон, Аристотель, Гегель); Религиозная философия – аргументируют различно, но полагают сущность бытия доступной познавательным возможностям человека. | Релятивизм: всякое знание относительно, т.е. неполно, условно, поэтому объективная истина недостижима: Античные софисты и скептики; Позитивизм, прагматизм | Агностицизм: мир в принципе не познаваем, сущность бытия не доступна познавательным способностям человека: Субъективный идеализм, солипсизм (Беркли, Юм, Кант); Религиозная философия – «отрицательная теология». Скептицизм: возможность познания реальности, её сущности, сомнительна: Субъективный идеализм, солипсизм; Материализм. |
· Понятно, что в одном философском учении соединяются онтологические и гносеологические характеристики, т.к. в нём есть и онтология, и гносеология, поэтому любая философская система характеризуется и с онтологической, и с гносеологической стороны.
· Независимо от того, является философ гносеологическим оптимистом, пессимистом или скептиком, он, анализируя познавательные способности и возможности человека, может рассматривать одну или несколько способностей в качестве главных, - составляющих основу познавательной деятельности (и, возможно, являющихся критерием истинности знаний).
Типология философских учений по проблеме приоритета познавательных способностей человека
Сенсуализм | Рационализм | Иррационализм (и фидеизм) | Научный материализм |
- источник познания и критерий истины – чувства (ощущения) | - разум – основа и средство познания, критерий истинности | - внесознательное(бессознательное, интуиция) – основа познания; познавательная роль разума ограничивается или отрицается. Фидеизм: суть познания определяет вера в Бога. | - идея союза, или дополнительности познавательных сил: все способности участвуют в познании |
· Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму
· Все гносеологические позиции связаны с онтологическими представлениями. Так, например: рационалисты полагают, что мир устроен разумно, законосообразно, а иррационалисты, что мир хаотичен, нерационален, в нём господствует случайность.
· Вопрос о том, как человек должен пользоваться своими познавательными способностями – чувствами и разумом – впервые поставлен в античности и предстал как противостояние сенсуализма и рационализма. В Новое время, с развитием науки, проблема познания ставится как вопрос об источнике всеобщих и необходимых истин (законов), и рационализм противостоит эмпиризму (сенсуализм как его первоначальный этап) и затем иррационализму.
· Эмпиризм утверждает опыт в качестве источника знаний, причём опыт понимается широко: от данных органов чувств, до научного опыта и «внутреннего опыта». Поэтому эмпиризм ведёт к субъективному идеализму, солипсизму, скептицизму, феноменализму.
· Разные оценки науки современными рационализмом и иррационализмом выражаются в (1) сциентизме (сайентизме) и (2) антисциентизме (антисайентизме):
(1) – отстаивает культурную ценность науки, абсолютизирует роль науки в познании и социальной жизни;
(2) – принижает культурную ценность науки, ставит под сомнение её положительную роль в жизни общества.
Сигер Брабантский
Дунс Скотт: философия и теология имеют разные области исследования и разную методологию, поэтому, как совершенно различные дисциплины, они в принципе не могут противоречить друг другу. Религиозные догматы с помощью разума недоказуемы. Споры возникают по поводу «пограничных» проблем, и, чтобы их прекратить, необходимо уточнить сферы и методы исследования теологии и философии.
|
Уильям Оккам:«Верю и понимаю». Философия – не служанка богословия, т.к. истины религии рационально не доказуемы; истины религии не самоочевидны и не выводимы; теология – не наука, а комплекс положений, связанных верой; сферы разума и веры не пересекаются и разделены навсегда.
{Ибн Рушд (Аверроэс),испано-мусульманский философ XII в.: «Философия есть высшая цель человеческой природы, но мало людей могут её достигнуть. Для толпы её место заступает пророческое откровение. Философские диспуты существуют не для народа, потому что они способны ослабить его веру».}
Типология философских учений
· По тем или иным основаниям в философии выделяются различные группы учений, течений, направлений.
· Важнейшими для понимания философского учения являются классификации по критериям (1) количества и (2) качества первоначал бытия, источников и критериев познания, ведущих социальных факторов и т.п., - того, что является исходным объектом рассмотрения философа, что выделено им в качестве определяющего («первичного») начала или фактора.
· Количественный критерий позволяет выделить:
Название направления, позиции | Суть позиции, философского учения | В онтологии | В гносеологии | В социальной философии, антропологии |
Монизм («один») | Признание первичности одного начала, фактора | Одно первоначало бытия: Последовательные материалисты – материя, природа; Последовательные идеалисты – идея, Бог, мировое сознание | Один главный, определяющий источник познания и критерий истинности знаний: Ощущения; Опыт; Практика; Разум и т.д. | Один ведущий, определяющий социальный или политический, экономический фактор (мнения, разум; материальное производство и т.д.); Один фактор – природный; божественный; биологический; социальный и т.д. |
*Дуализм («два») | *Признание первичности двух относительно независимых и противоположных начал, факторов | Два первоначала бытия, чаще всего материального и идеального (материя и сознание; сознание человека и внешний мир) | Два источника и критерия познания: Разум и чувства; Внешний мир и структуры сознания человека и т.п. | Два ведущих социальных фактора, политических, экономических, духовных; Два начала в природе человека – биологическое и социальное и т.д. |
**Плюрализм («много») | **Признание первичности множества (более двух) начал, факторов | Много (более двух) первоначал бытия: несколько стихий; монады и т.п. | Более двух источников познания и критериев истинности знаний | Более двух факторов, начал, определяющих существование и развитие общества и человека |
· Применение количественного критерия порождает множество проблем классификации:
*Декарт и Кант признавали существование Бога, но их относят к дуалистам, меняя основание деления – обращаются не к количеству первоначал бытия, а к количеству исходных объектов рассмотрения.
**Демокрит первоначалами считал атомы и пустоту (два начала, отсюда – дуализм). Атомов – множество, значит, он должен быть плюралистом. Но у атомов как главных первоначал мира единая материальная природа, следовательно, он материалист и монист.
Можно привести и другие примеры. Попробуйте охарактеризовать с точки зрения количественного критерия учения Платона, Лейбница, кого-то ещё по Вашему усмотрению.
· Критерий качества первоначал или определяющих факторов позволяет выделить:
В онтологии: 1. Материализм (чаще монизм, но может быть и плюрализм) 2. Идеализм (чаще монизм, но может быть и плюрализм) 3. Дуализм (качественный критерий здесь не отделим от количественного) 4. «Между идеализмом и материализмом» | Первичным признаётся: 1. материальное начало –материя, природа, материальное производство и т.д. 2. идеальное начало – Бог, мировое сознание, сознание человека, мнения людей и т.д. 3. два относительно самостоятельных и противоположных начала: идеальное и материальное (материя и сознание) 4.1. гилозоизмутверждает одушевлённость всей (и неживой) природы 4.2. пантеизм(=монизм)отождествляет Бога и природу | Варианты: 1.1. материализм, признающий существование идеального как противоположного материальному и зависимого от него 1.2. материализм «вульгарный», сводящий идеальное к материальному, не признающий специфики идеального, сознания 2.1. объективный идеализм: первична идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (надчеловеческое – Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум, Мировая воля) 2.1.1. деизм:признаёт Бога в качестве творца мира, вложившего в него законы и не вмешивающегося в дела сотворённого мира (намечается переход к материализму) 2.2. субъективный идеализм признаёт первичным человеческое сознание (понимаемое различно), человеческое Я 2.2.1. солипсизм– крайний вариантсубъективного идеализма, признаёт существование толькоодногоЯ, одного человеческого сознания, всё возможно существующее рассматривается как продукт его деятельности, результат его функционирования 4.2.1. «Бог есть природа» = склоняется к материализму 4.2.2. «Природа есть Бог» = склоняется к идеализму |
· В разные эпохи господствуют разные направления: объективный идеализм – с античности до Нового времени; 18-19 вв. - набирает силу материализм; 20-21 вв. – субъективный идеализм.
· Философское учение относят к тому или иному направлению на основании того, какое начало играет особо важную роль в его онтологии.