Соотношения философской логики и специальных наук в энциклопедии Гегеля.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, есть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. Мышление - абсолютная идея. Гегель ее рассматривает не как неподвижную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.
В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения)и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о формах существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии. Хотя метод Гегеля и его система органически связаны, тем не менее между ними имеется неразрешимое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел развитию общества [Восток навсегда остановился в своем развитии, Европа конец мировой истории, а Азия – начало], развитию познания и извращает диалектическое понимание природы [противник эволюционных идей, многообразия изменений, происходящих в природе совершаются в рамках вечно повторяющегося круговорота, многообразие отражает шествие абсолютной идеи сквозь природу, ее постепенное освобождение от материальной формы. Этим объясняется иерархия высших и низших форм существования материи, общества и мышления].
Как и большинство домарксистских философов, Гегель полагал, что философия отличается от других наук тем, что она призвана дать законченное, абсолютное знание действительности. Положения других наук основаны на наблюдениях, экспериментах, доказательствах, которые всегда могут быть дополнены, изменены или даже опровергнуты. Философия же имеет дело не с фактами, а с понятием (составляющим, согласно его учению, всеобщую сущность всего существующего); поэтому только философия есть наука об абсолютном, она дает систему абсолютного знания. Гегель создавал свою философию как «науку наук», т. е. как систему абсолютных истин, противопоставляя естествознанию философию природы, истории как науке — философию истории, правоведению — философию права и т.д. Претензия Гегеля на создание всеохватывающей философской системы абсолютных знаний, системы, которая не только подытоживает данные других наук, но и принципиально предвосхищает все возможное в будущем развитие научного познания, была совершенно несостоятельной. То, что науки о природе и обществе не дают системы абсолютного знания, не есть их недостаток. Напротив, в этом положительная сторона науки, которая не успокаивается на достигнутом и сознает возможность и необходимость идти к новым открытиям, к познанию новых закономерностей. И философия как наука также не должна абсолютизировать достигнутые ею результаты и выдавать их за абсолютные истины в последней инстанции.
Рациональное зерно гегелевской идеалистической диалектики. Это прежде всего гениальные догадки Гегеля о взаимосвязи, движении, развитии явлений, о противоречии как источнике движения, развития, о превращении количественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления и логических форм и категорий, посредством которых оно осуществляется. Он гениально угадал диалектику вещей.
Главное противоречие:если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобще и не имеет предела, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Предел развития общества Гегель считал установление конституционной монархии и связанные с ней буржуазно-демократические преобразования.