Никколо Макиавелли (1469 -1527 гг.)
1) Интерес - движущая сила истории. Приобретение или охрана частной собственности – могущественнейший из интересов человека. Интересы собственников и тех, у кого нет собственности неизбежно сталкиваются. ИЗ этого разделения вытекают все законы, издаваемые в интересах свободы.
Макиавелли резко критикует феодальные режим. Они - "заклятый враг всякой гражданственности". Другое препятствие на пути создания сильного буржуазного государства - церковь. Церковь является источником раздробленности Италии, причиной отсутствия единой республиканской или монархической власти.
2) Критика Христианской религии: христианство переключает стремление человека с земли на небо, учит смирению и отучает от борьбы. Но отрицая учение о "божественном" происхождении власти, Макиавелли не приемлет и концепции "естественных прав" и "народного суверенитета".
3) Теории государства: Макиавелли выступал за мощное централизованное национальное государство. Оно должно основываться на силе. Причем сила не связана ни традициями, ни законами, ни моральными нормами. В качестве абстрактного идеала Макиавелли признает античную республику. Но в его время уже лучше монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.
4) Фортуна: она представляет необходимый естественный ход вещей, имеющих "божественный" характер. Но необходимость он понимает не фаталистически, так как люди могут использовать "фортуну" и достичь успеха.
5) Политика: Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политику определяет не Бог или мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Макиавелли близко подходит к пониманию материальных и классовых интересов в развитии общества. Он считает политику продуктом свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера. В сущности, он выводит политику из психологии.
6) Макиавелли утверждал, что тот, кто стал на пути "судьбы", должен быть правителем нового типа, властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими нравственными предписаниями, религией или своим словом. Он может быть жестким, хитрым, грешным и беспощадным, и должен руководствоваться только реальными фактами
Томас Мор (1478 -1535 гг.) Утопические учения XVI века связаны прежде всего с трудами английского утописта Т. Мора и итальянского монаха Томмазо Кампанеллы. К началу XVI века, в связи с перенесением основных торговых путей со Средиземного моря на океан, стала быстро развиваться экономика Англии. Развитие текстильной мануфактуры как в самой Англии, так и в соседних странах (например, Нидерландах) требовало большое количество шерсти. Овцеводство, для которого в Англии имелись благоприятные природные условия, становилось значительно более выгодным, чем зерновое хозяйство. Это привело к насильственному сгону крестьян с земель. Этот процесс получил название "огораживания". В это же время, в начале XVI века, развернулась деятельность Томаса Мора и возникло его утопическое учение.
Работа, написанная в 1516г. "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Отсюда возник и сам термин "утопия", означающий (с греческого) "место, которого нет". В работе Мор рассуждает о социальных и политических проблемах своего времени (время первоначального накопления капитала). В Англии промышленная революция происходит (кон. 18 - нач 19 века ?). Работа написана в форме диалога, в нем принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. Идеальный общественный строй - остров "Утопия". Там нет частной собственности, равное распределение общественного богатства. Все жители должны иметь право и обязаны трудиться нет ни богатых, ни бедных. Строя идеальное общество, Мор делает упор не на потребление, а на производство. Но он представлял производство как идеализированный средневековый ручной труд. Периодически часть населения острова, занятая в индустрии, перебрасывается в сельское хозяйство и обратно. Основной хозяйственной ячейкой для Мора является патриархальная семья. Кроме этого, говоря об идеальном обществе, Т. Мор указывал на преимущества централизованной организации производства и распределения, выдвигал идею выборности всех должностных лиц. Т. Мор давал высокую оценку искусству. Итог: Т. Мор был одним из основателей утопического социализма. Его творчество - наиболее важное исследование о социализме конца XVI века. Т. Мор проявился как рационалист. Т. Мор полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем ? утопичность его идей.
Томмазо Кампанелла (1568 -1639 гг.) влияние на становление Т. Кампанеллы оказал представитель натурфилософии эпохи Возрождения Бернардино Телезио. Т. Кампанелла считается представителем итальянской натурфилософии, однако более значительную роль сыграло его социальное учение. В 1591 г. Т. Кампанелла выпустил свое первое философское произведение "Философия, доказанная чувствами". Т. Кампанелла проповедовал новую философию и свободу науки. За это он неоднократно привлекался к церковному суду. Утопия "Город Солнца".
В работах Т. Кампанелла отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает Реформацию, выступает за идею власти Папы над всеми христианами. Кампанелла рисует утопическую картину идеального общества, в котором упразднена частная собственность и индивидуальная семья. Новое общество основано на всеобщем труде, являющимся наиболее почетным делом. Т. Кампанелла считал, что при такой организации общества достаточно лишь 4 часов работы каждому. Цель "Города Солнца" - земное благополучие его жителей ("солярийцев") и развитие культуры. В отличие от Мора, Т. Кампанелла убежден в возможности переворота силой массового восстания.
Другое отличие заключается в том, что Т. Кампанелла не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной лишь исходя из моральных установок христианства. Государственное устройство идеального Города - Солнца - теократическая система. Во главе стоит жрец, отмеченный солнечным символом. Его помощники - Власть, Мудрость, Любовь. Политическая власть переплетается с духовной. А религия граждан города Солнца сливается с философией природы (Т. Кампанелла стоял на позициях натурфилософии). Важно отметить, что Т. Кампанелла придает большое значение научным и техническим открытиям и изобретениям, считая их основой изменения общественных отношений. Он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, о справедливом и разумном управлении. Кампанелла, как и Т.Мор, придавал большое значение высокой организации военного дела, предвидя опасность нападения на идеальное общество со стороны жадных соседей. Т. Кампанелла предстает как разносторонняя фигура. Он создавал проекты летательных аппаратов, с уважением относился к магии и астрологии. Т. Кампанелла говорит об одушевленности всего космоса, а планеты он представляет самостоятельными духовными существами. Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы продолжали великие утописты XIX века: Сен Симон, Фурье (Франция), Оуэн (Англия). Они ссылались на своих предшественников при разработке своих систем.