Классификация наук в философии Аристотеля. Взаимосвязи логики, науки и философии в гносеологии Аристотеля.
Аристотель разделил науки на три большие группы:
теоретические (“умозрительные”),
философия, математика и физика
практические (“рассудительные”)
этика и политика
творческие.
искусство, ремесла и прикладные науки.
Классификация наук соотносится с классификацией типов знания:
Группы расположены иерархично: высшую ступень занимают те науки и тот тип знания, который более всего удален от чувственного восприятия и наиболее «умозрителен». Это знание наиболее трудно постижимо, но и наиболее ценно, т.к. изучает общие вещи, на основе которых легко изучить свойства частного. «Умозрительные» науки исследуют первопричины всего, а потому «умозрительное» знание является главенствующим – ведь через причины и первоначала познается и все остальное.
*Аристотель выделяет 4 первопричины:
Материальная
Формальная
Движущая
Целевая
«Чистое» умозрительное знание формирует принципы, действующие во всех науках.
Практическое и чувственное знание менее ценно, поскольку постигается не только умом, а разум, как для Аристотеля, так и для Платона, является источником высшего, недоказуемого знания.
При этом опытное знание может служить основой для научного (после того, как зафиксирован какой-л. факт, начинается исследование его сущности), а потому стоит выше чувственного.
Хотя Аристотель и ставит чувственное знание на низшую ступень, он признает, что любое знание начинается с ощущений, и пытается соединить различные типы знания (опыт становится основой для умозрения). В этом его отличие от Платона, придерживавшегося более строгого разграничения
Умозрительность и отказ от того, чтобы быть использованной в каких-либо лежащих за ее пределами целях, есть не недостаток, а достоинство философии. Только так она может выразить и разрешить глубинную потребность человека - стремление получить ответ на “последнее почему”. В философии выражается чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. “Таким образом, - заключает Аристотель, - все другие науки более необходимы, чем она, но лучше ее - нет ни одной”.
тип наук | теоретические | практические | творческие |
состав | метафизика математика физика | этика политика экономика | искусство поэтика риторика |
функции | контроль за умом | контроль за поведением | контроль над волей и эмоциями |
пути | пути к истине | пути дела к справедливости | пути материи к форме и красоте |
принципы | объективность | субъективность интересов | материал, потребительская стоимость |
объективность | первые начала знания и ума | первые начала дела, практики | первые начала вещей |
Логика – наука о законах мышления
Аристотель – основатель логики. Логика для него – не некая отдельная наука, как в философии стоицизма, а орудие всякой науки. Аристотель называет логику «Аналитикой»; в специальном трактате «Аналитик части 1 и 2» он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.
Задача Логики, по Аристотелю – исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики – «сведение».
«Аналитики» - не единственный труд по логике. Важным вопросам логики посвящены также «Топика», «Об истолковании», «Опровержение софистических умозаключений», «Категории», а кроме того отдельные места «Метафизики» и даже «Этики».
В своих логических исследованиях Аристотель наибольшее внимание уделил следующим вопросам:
Вопрос о методе вероятного знания – диалектике;
Вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного – методы определения и доказательства;
Вопрос о методе нахождения посылок знания – индукции;
В трудах Аристотеля логика достигла высокой степени совершенства. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Он сформулировал следующие логические законы:
Закон тождества – понятие в ходе рассуждений должно употребляться в одном и том же значении;
Закон противоречия – не противоречь сам себе;
Закон исключенного третьего – А или не-А истинно, третьего не дано.
Аристотель гордился своим учением о силлогизме, который состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:
(1) Если все люди смертны (2) И все греки – люди, (3) То все греки смертны.
Логика – наука о законах, формах, принципах, методах и свойствах мышления. · Закон запрета противоречия · Закон тождества · Закон исключения третьего · Закон достаточного основания Формы мышления · Категории · Понятия · Суждения · Умозаключения Логические методы · Анализ/синтез · Индукция/дедукция | Качества логичности · Точность · Последовательность · Определенность · Доказательность Части логики · Аподиктика (о точном знании) · Диалектика (о вероятностном знании) · Эристика (учение о спорах) · Риторика (оформление мысли) Основания логики · Аксиомы · Опыт · Интуиция · Силлогизм |